Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов «Имя прилагательное как часть речи», 4 класс

Разработки учителей начального образования

Дошколята рисуют на асфальте
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

Имя прилагательное как часть речи (обобщение)



Автор разработки:
Синютина Наталья Петровна, учитель
высшей квалификационной категории

Презентацию можно скачать здесь

Цель:
  1. обобщить знания учащихся по теме;
  2. формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
  3. развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

  4. воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе.


Учебные материалы:
Учебник «Русский язык. 4 класс » (авт. А.В. Полякова); проектор, экран, презентация; карточки с заданием; смайлики.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
1)- Проверить готовность к уроку.
- Сегодня у нас в классе гости. Давайте их поприветствуем.
2) Прочитайте отрывок из стихотворения С. Есенина «Берёзка»

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
С. Есенин
У. О чем это стихотворение? Какие еще стихотворения С. Есенина о березке вы знаете?
У. С кем сравнивает поэт берёзки?
Д. С девушками.
У. Докажите это словами из стихотворения.
У. Какими словами автор описывает березки?
Д. Сонная, шелковые, зеленые, серебряные.
У. Какая часть речи помогает красочно описать березку?
Д. Это имена прилагательные.

ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

У. Как вы думаете, о какой части речи сегодня мы будем говорить на уроке?
Д. Об именах прилагательных.

-У. Вы совершенно правы. Имена прилагательные помогут нам рассказать о красоте природы.
- Что мы уже знаем об именах прилагательных?
- Какую цель можем поставить сегодня на уроке?
Д.- Вспомним, какая часть речи называется прилагательным.
-Понаблюдаем за тем, какую роль играют прилагательные в нашей речи.
- Будем находить имена прилагательные в тексте, выделять словосочетания прилагательных с существительными.
У.-Одновременно мы будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых и падежных окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.
У. Как вы думаете, что это за тип урока?
Д. Урок обобщения знаний.

ЧИСТОПИСАНИЕ

-Какие орфограммы вам встретились в записи числа и классной работы?
Сейчас у нас минутка чистописания. Правило посадки.
-Вам надо догадать, что сегодня будет являться чистописанием.
-Эта часть слова не входит в основу имен прилагательных.
- Это окончание.
Ая яя ий ый ой ое ее ые ие
У. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти окончания на группы.
Объясните свои действия.
Д Первые три группы- это окончания прилагательных женского рода, мужского и среднего рода, а четвертая группа — это окончания прилагательных множественного числа.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

У. Найдите в тексте стихотворения прилагательные. (Слайд в презентации)
-Какое из этих слов является словарным. Посмотрите в словарик.
Выпишите это слово.Поставьте ударение.Подчеркните орфограмму.(серебряные)
Один ученик работает у доски.
- Что может быть серебряным? (серебряная цепочка)
- Составьте, с этим словосочетанием предложение.
1.И.п.; 2.Р.п.; 3.Д.п.; 4.В.п.; 5.Т.п.; 6.П.п
У. Как в предложении определить падеж им. прилагательного?
Д. По существительному, с которым оно связано.

(Слайд в презентации)
У. Я тоже придумала словосочетания. ( объясните как вы их понимаете)
(серебряный звон; серебряная свадьба; серебряные росы, серебряное кольцо)
- Какое из этих словосочетаний имеет переносное значение.
- Составьте с любым из них предложение.
- Теперь достаньте из конвертов листы белого цвета.
- Как они называются « план выполнения заданий на уроке»
- Какое задание у Левы под номером 1: Расположи словосочетание «серебряный звон» по падежам и выдели окончание.
- У кого еще такое задание поднимите руку.
- У кого другое первое задание?
У. С вами мы поиграем в игру «Шифровальщик»
(На доске под определенными номерами записаны окончания прилагательных)

(Слайд в презентации)
1 2 3 4 5
ая ое ый ые яя

Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание.
И так приготовились: зеленая листва, первый листочек, весенняя пора, зеленое поле, лазурное небо, теплый ветер, ранняя весна, голосистые жаворонки.
(два человека работают у доски) Дать опоры ( Карине, Мирону и Соне)
Проверка работ по эталону на доске.
1;3;5;2;2;3;5;4.

Дополнительное задание составь предложение с тем словосочетанием, которое запомнил. Тем кто был у доски.
-Давайте проверим тех, кто раскладывал словосочетания по падежам и выделял окончания. (Проверка по эталону)
- В каких падежах окончания у имен прилагательных одинаковые?
Д. – В винительном и именительном.
У. –Как их можно отличить в тексте?
Д. – Подлежащее стоит в именительном, а второстепенный член предложения в винительном падеже.
Оценивание фишками. А тех кто у доски отметками.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали,
Ну, тогда все дружно встали,
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Вправо ниже наклонитесь,
Влево тоже наклонитесь.
Повертелись, покрутились
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем. (что вы слышите?)

РАБОТА ПО РЕДАКТИРОВАНИЮ ТЕКСТА

Звучат голоса птиц и звук леса
У. Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Д. В весенний лес…
(На доске картина с изображением весеннего леса, и звук голосов птиц в лесу)

У. – Какие звуки вы слышите?
Какая часть речи нам поможет нарисовать более точную картину весеннего леса?
У. Посмотрите дальше в свой план выполнения заданий на уроке.
Что за задание под цифрой 2?
РАБОТА В ГРУППАХ
- Читайте задание:Прочитайте текст. Объясняя друг другу, вставьте пропущенные буквы на месте пропусков.
Пришла в…сна. Залились жав…р…нки в неб… . Со…нце светит светом. Почки быстро начинают превращ…ться в листья. Будто брызги рассыпались цв…ты незабу…ки.
У. Теперь я буду спрашивать, а вы мне будете называть орфограмму на месте пропуска буквы.
Проверка по цепочке.
Какой это текст: описание или повествование?
Д. это текст - описание.
У. Чего не хватает в тексте – описании?
Д. Чтобы сделать текст более выразительным, надо вставить имена прилагательные.
У. Давайте отредактируем текст.

Выслушиваются тексты, составленные детьми

У. Придумайте название тексту.
Д.- Весна.
-Весна в лесу.
-Пришла весна.
У. А теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетрадях.

У каждого на листочке с планом работы под номером 3 написано задание. - 1(правополушарные) Списать текст, вставляя имена прилагательные: дописать 2-3 предложения. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
- 2 (левополушарные) Списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении подчеркнуть грамматическую основу и надписать части речи. Подчеркнуть имена прилагательные, определить число.
- 3 ( кинестетики) Списать текст, вставляя имена прилагательные. Используя слова для справок. Подчеркнуть имена прилагательные, определить число.
Слова для справок:
Ранняя, голосистые, лазурное, яркое, зеленые, голубые
Дети выполняют задание.
Проверка выполненной работы.
Проверку выполнения задания начинаю с «кинестетиков».
У. Прочитайте текст. Назови имена прилагательные во множественном числе.
- Каким членом предложения являются прилагательные? (левополуш.)
- Какой текст получился у тех, кто дописывал свои предложения? – Каким членом предложения является прилагательное?(Правополушарные)
Мне дадите тетради, я проверю и поставлю отметку.
- Смотрим дальше в план работы.

Задание 4
- Ответь на вопрос, что повторили на уроке?
- Тема?
- Какую цель ставили в начале урока?

Обобщение знаний об имени прилагательном.
У.Что обозначают имена прилагательные?
Д. Признак предмета.
У. Какими членами предложения чаще всего являются имена прилагательные?
Д. Второстепенными членами предложения.
У. Как называется этот второстепенный член предложения?
Д. Определением.
У. Как связаны между собой имена прилагательные и имена существительные?
Д. Прилагательные зависят от имен существительных. Они стоят в том же роде и числе, что и существительные.
У. Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные?
Д. Описывают предметы.
Делают текст более ярким.
-Давайте посчитаем, сколько каждый из вас набрал фишек.
Утех кто активно работал фишек должно быть больше. Они получат пять.
Кто работал менее активно – четыре.
Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
У. Наш урок подходит к концу.
Закончите одну из фраз. (опоры на доске)
Перед вами лежат смайлики. Дорисуйте их.
Когда закончится урок, вы поставите улыбающиеся смайлики на верхнюю полосу доски, серьёзные на среднюю, а грустные на нижнюю полосу.
Посмотрите дальше в план работы.
У каждого есть домашнее задание.

Домашнее задание.
1. Придумайте небольшой рассказ на тему «Интересная встреча в весеннем лесу»
2. Подбери словосочетание прилагательное + существительное, которые будут характеризовать звуки леса и напиши.
3. Из слов в конверте собери предложения и запиши их в рабочую тетрадь.



Сегодня сайт посетило — 457
страниц просмотрено — 591
просмотрено страниц за все время— 98851
Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов «Имя прилагательное как часть речи», 4 класс