Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов Начало истории человечества

Разработки учителей начального образования

Дошколята рисуют на асфальте
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

Начало истории человечества



Автор разработки:
Синютина Наталья Петровна, учитель
высшей квалификационной категории

Презентацию можно скачать здесь

Цель:
  1. дать учащимся представление о жизни первобытных людей и первобытной эпохе;
  2. развивать кругозор;
  3. прививать интерес к истории;


Учебные материалы:
Учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. А.А. Плешаков и др.); проектор, экран, презентация; карточки с заданиями; смайлики.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
1)- Проверить готовность к уроку.
- Сегодня у нас в классе гости. Давайте их поприветствуем.
СЛАЙД 1
2) Учитель. Прочитайте текст на доске.
Познание великая страна,
Как бесконечность, глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти.
Тому в страну познаний путь открыт,
В ком жажда знаний тайная горит.
( Б. Искаков)
- А вы, ребята, готовы узнать что-то новое и интересное? Разгадать то, что вам неведомо?
Дети. ДА!
У. Ну, тогда в путь! Сегодня у нас не просто урок.
СЛАЙД 2
а заседание научно-исследовательского объединения «Пытливые умы».
- Я предлагаю задуматься над вопросом, который ни одно тысячелетие заставляет многих людей ломать голову.
- Как вы думаете, какой это может быть вопрос?
- Ну что, вы готовы ответить на самые трудные вопросы человечества?
- Тогда начинаем!
Актуализация знаний. И фиксация затруднения.
У. Чтобы догадаться , о чем пойдет речь на уроке , вам надо будет выполнить одно задание. Перед вами зашифрованное слово, а на столах буквы, из которых, работая в парах, вы должны составить слово.
- Переставьте буквы и догадайтесь, какое это слово.
На доске:
СЛАЙД 3
С О Р И Т И Я ( на столах буквы и дети работают в парах)
Д. Получается слово ИСТОРИЯ.
СЛАЙД 4
У. Сегодня мы с вами поговорим об истории человечества.
У. Как вы понимаете слово история?
(Высказывание детей)
У. Давайте посмотрим в толковом словаре.
Что бы быстрее найти нужное слово в словаре нужно вспомнить, как автор расположил слова в словаре? (по алфавиту)
- С какой целью это было сделано? (быстрее найти слова )
- Найдите это слово в Толковом словаре.
- История очень древнее слово. Оно пришло в русский язык из греческого языка. И в переводе на русский язык это исследование, рассказ о событиях прошлого.
У. Сегодня цель, которую мы поставим перед собой, будет узнать:
- Как по предположению учёных появилось на Земле человек?
- Как менялся человек на протяжении всей истории человечества?
СЛАЙД 6
Ученые разделяют историю человечества на несколько больших эпох. Прочитайте их название.
СЛАЙД 7
Вам надо будет сейчас расставить их в хронологическом порядке и объяснить ход своих рассуждений.
Закрыть экран!!!!!!!!!!!!!!!
СЛАЙД 8
( правильный вариант)
Работа в парах (на столах дети раскладывают карточки и объясняют свои действия)
У. Почему сначала новая история, а потом новейшая?
ДЕТИ. Обосновывают свой выбор.
СЛАЙД 9
(правильный вариант)
У. – Сегодня мы окунемся в одну из этих эпох. А в какую, вам предстоит угадать. Для этого поиграем в игру «Да — Нет»
СЛАЙД 10
У. Вы мне будете задавать вопросы , а я буду на них отвечать или ДА или Нет. По моим ответам вы должны догадаться, что это за предмет.
- И так, я загадала предмет….
Д. Это одушевленный предмет?
- Это сделал человек?
- Это существительное женского рода?
- Это слово мужского рода?
Д. Камень.
СЛАЙД 11
У. Правильно! Я действительно загадала камень. Но я вам сейчас покажу не просто камень. Это самое настоящее сокровище для ученых. Они даже придумали ему название. Этот камень называется РУБИЛО.
СЛАЙД 12
Подумайте и ответе :
- Почему этот камень называется рубилом?
- Как называют ученых , которые нашли этот камень?
- Кому он мог принадлежать?
У. Я не нашла в толковом словаре значение этого слова. Но чтобы все таки узнать значение этого слова , я обратилась еще к одному источнику информации.
- Как вы думаете к какому?
- Прочитайте , что обозначает это слово.
-Догадайтесь, к какой эпохе относится этот предмет?
СЛАЙД 13
Сделайте вывод, о какой эпохе сегодня пойдет речь?
Д. О первобытной эпохе.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ЗАТРУДНЕНИЯ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
У. Давайте устно попробуем заполнить таблицу.
СЛАЙД 14
- Что вам уже известно по этой теме?
- Что хотели бы узнать?
(Ответы детей)
У. Сегодня мы с вами более конкретно поговорим о первобытной эпохе и постараемся найти ответы на ваши вопросы.
- А что или кто нам в этом может помочь?
Д. Книга, Интернет, Человек, который больше знает.
У. Молодцы!
ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ (ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)
У. Поработаем с первоисточником информации — книгой. Во время чтения подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать соседу по парте.
- Не забудьте, что пометки должны быть поставлены карандашом и аккуратно. Почти незаметно.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
У. Кто прочитал, задайте вопрос соседу по парте.
- Кому понравился вопрос соседа?
-Какой это был вопрос?
-Как ты на него ответил?
-Чей вопрос показался Вам более интересным?
БЛИЦ-ОПРОС.
А теперь я задам вопросы по прочитанному вами тексту. Во время ответов можно пользовать учебником.
- Когда первобытные люди появились на земле?
- Где обнаружены следы их существования?
- От чего зависела жизнь первобытного человека?
- Что заменяло первобытным людям речь?
- Из чего делались первые орудия труда?
- Где были найдены древнейшие изображения животных?
- Что служило первым жилищем для человека?
- Чем освещали пещеры первобытные люди?
- Сколько длилась первобытная история?
- Какой материк не заселили древние люди?
- Как изменилась жизнь людей к концу первобытной истории?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Закрыть экран!!!!!!!!!
Самостоятельная работа
У. Ребята, мы, конечно, можно все прочитать и спросить, но иногда стоит приложить усилие, и ответ окажется на поверхности.
Давайте попробуем. Работа в группах!!!!!!!!
Первобытная эпоха длилась много сотен тысяч лет. За это время произошли существенные изменения. Какие именно — предстоит определить вам. Мы сейчас поработаем в группах:
СЛАЙД 15
1-ая группа «Аналитики»
2-ая группа «Изобретатели»
3-ая группа «Археологи»
Объясните значение этих слов.
(СЛУШАЮ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ)
СЛАЙД 16
Группа аналитиков. Цель вашей работы: постараться найти существенные отличия первобытного человека - от современного. Для этого используйте учебник и картинку с изображением первобытного человека. Заполните таблицу отличий.
СЛАЙД 17
Группа изобретателей. Цель вашей работы: представить себя в роли первобытного человека. Постараться изобрести приспособления (нарисовать его) или рассказать, о каком-либо способе ловли рыбы, которым мог бы воспользоваться первобытный человек.
СЛАЙД 18
Археологи Цель вашей работы: по наскальному рисунку определить, что нарисовал первобытный художник, и ответить на вопросы, которые указаны в карточке.
Время работы 3 минуты.
ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Представитель от каждой группы выходит к доске.
АРХЕОЛОГИ. Первобытный человек изобразил охоту. На рисунке — взрослый человек и ребенок, значит, мы можем сделать вывод, что дети тоже участвовали в охоте и помогали своим родителям. Еще изображены собаки или их предки , которые помогали поймать дикое животное. Мы думаем, что люди и древние родственники собак жили рядом и добывали себе пропитания одним способом, охотой.
Волки и собаки стремились держаться ближе к людям рассчитывая , на свою долю пищи в случае в удачной схватки с крупным зверем. В свою очередь охотники, нашедшие щенят волков, приносили их в дом.
Человек понял, что прирученный волк может быть и помощником охотника. Еще на рисунке видно , что люди изобрели для охоты лук, чтобы поражать животных на расстоянии.
У. Как вы думаете, зачем первобытные художники изображали на скалах именно охоту?
Д. Ученые считают, что изображая животных и сцены охоты на них, человек обеспечивал себе удачу. Первобытные люди придавали своим рисункам магические свойства.
У. Вопрос к изобретателям.
- Что вы можете рассказать представив себя в роли первобытного человека.
- Какое приспособление нарисовали?
Д. Самым первым способом была ловля руками, которая у первобытных людей были очень сильные. Потом первобытные люди стали использовать заостренную палку. Постепенно орудия ловли совершенствовалась. Человек изготовил наконечники для копий и стрел из рогов животных и бивней мамонтов. Их он прикреплял к длинным деревянным палкам. Такие пики дали начало гарпунам с начало с одним рядом зубцов затем с двумя. Зубцы удерживали насаженную на острие рыбу.
Люди научились плести приспособление для ловли рыбы из лыка, волокон крапивы и листьев осоки.
- По результатам раскопок, ученые установили, что примерно так выглябели приспособления для ловли рыбы.
СЛАЙД 19
- Сравните их с вашими. Есть похожие?
- Ну, значит, вы смогли бы выжить в первобытном мире.
У. Теперь послушаем аналитиков.
- Какие внешние изменения произошли с человеком за первобытный период.
- Как вы заполнили таблицу?
У. Посмотрите на слайд.
СЛАЙД 20
- Вы видите, как менялся человек. - Такое изменение внешнего вида человека ученые называют эволюцией. - А сейчас на слайде ученый Чарльз Дарвин, который является основоположником Теории эволюции. -Как вы думаете что, по мнению ученого, помогло обезьяне превратиться в человека? СЛАЙД 21
Д. Труд из обезьяны сделал человека. У. Но мы с вами рассмотрели только одну теорию, показывающую, как человек появился на нашей планете. А существуют еще и другие версии. Подумайте какие? СЛАЙД 22
Д. Мы произошли от инопланетян. - Человека создал бог. У. А какой теории придерживаетесь вы? Поднимите руку, кто считает, что мы произошли от обезьян. А кто считает, что мы произошли от инопланетян. А кто считает, что человека создал бог. Я предлагаю тем кто пожелает, найти доказательства, которые приводят сторонники этих теорий. Это будет д/з для самых любознательных. Посовещайтесь друг с другом и попробуйте задать провокационный вопрос другой команде. - (вопросы) - если мы потомки инопланетных цивилизаций, то возникает вопрос, кто создал самих инопланетян? - Если мы произошли от обезьяны, то почему обезьяны сейчас не превращаются в человека? У. А как вы думаете, к какой теории склоняются ученые? Почему? Д. Наверное к первой. Они опираются на археологические раскопки. У. Много еще не досказанного и неизведанного в нашей науке, но я надеюсь, что именно вы сможете в будущем ответить на все эти вопросы. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У. ребята наш урок подходит к концу, и мне очень хотелось спросить: -Кому было интересно на уроке ? (Поднимите руку) -А теперь подумайте трудно было узнавать что то новое? - трудно вам было узнавать, что то новое или нет? - Вы все поняли, или остались какие- то вопросы? Перед вами лежат смайлики, дорисуйте их. СЛАЙД 23
-Если вам было нетрудно, вы все поняли, то нарисуйте радостный смайлик.
-Если не все поняли, то выбирайте серьезное выражение смайлика.
-Ну а если все было непонятно и вы ничего не узнали, то нарисуйте грустное выражение лица.
У. Давайте подведем итог урока.
Вы помните, что в начале урока мы поставили цель: узнать как появился на Земле человек?
-Вы узнали это?
- А еще мы хотели узнать как человек менялся в процессе эволюции?
- На какие эпохи ученые делят историю человечества?
- Какая эпоха в истории была самой долгой?
- Почему эта эпоха названа первобытной?
- Откройте П.Т. и выполните задание 1.
- Нарисуйте, как могли у первобытного человека выглядеть предметы быта. Обоснуйте свой ответ.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
- Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу!
На этом заседание творческой группы «Пытливые умы» я объявляю закрытой.
СЛАЙД 24
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Стр. 4-6 учить и дополнительное задание 2. А для тех, кто желает, у меня есть загадки. Подойдите и я их вам дам. Разгадаете их дома. (Загадки первобытного человека.) У окружающих в быту вещей, есть своя древняя история. Напиши или нарисуй, как выглядели у первобытных людей следующие предметы: кровать, стол, стул, зубная щетка, ложка, тарелка или другие предметы быта.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОПЫТНЫХ:
найти доказательства, которые приводят сторонники ДРУГИХ ТЕОРИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.



Сегодня сайт посетило — 462
страниц просмотрено — 569
просмотрено страниц за все время— 572
Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов Начало истории человечества