Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других
сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Открытый урок по внеклассной работе по русскому языку
на тему: «Паспорт грамотности: нормы
литературного словоупотребления и произношения»
|
Литературная (языковая) норма принятые в общественно-
речевой практике образованных людей правила произношения,
грамматические и другие языковые средства, правила
словоупотребления.
Энциклопедия «Русский язык» |
Цели урока:
- Формировать понятие эстетической ценности русского языка, потребности
сохранять его чистоту.
- Развивать навыки речевой культуры, для этого использовать беседу, диалог,
монолог.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к родному языку.
Методы:
Словесный, практический, поисковый.
Средства обучения:
- С.И. Ожегов «Словарь русского языка».
- Этимологический словарь.
- Энциклопедия «Русский язык».
- Иллюстрации, сборник юмористических рассказов.
- Тетради.
- Доска.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Понятие высокой речевой культуры включает условно два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй речь, хорошая, «умелая и искусная».
Обратимся к теме и эпиграфу нашего урока.
Что такое паспорт? (Документ, удостоверяющий личность, выдается когда человек достигает гражданской зрелости).
Однако и вы в свои 12-13 лет смогли бы предъявить своеобразный паспорт паспорт грамотности, то есть владение правильной литературной речью, или, как говорят ученые-лингвисты, нормами литературного языка.
II. Основное содержание урока
Что такое норма, нормативность языка? Попробуем разобраться в этом. Мне помогут Добрословы и вы, ребята.
Обратите внимание на слова, написанные на доске (общеупотребительные, заимствованные слова, жаргонизмы, диалектизмы, архаизмы).
По каким признакам они используются в речи?
Ученики:
По времени появления в языке (архаизмы и неологизмы).
По происхождению (заимствованные слова и исконно русские слова).
По употребительности (общеупотребительные, диалектные и профессиональные).
Учитель: Наверное, почти каждый взрослый в своё время переболел «
детской болезнью» школьного жаргона (сленга). Из поколения в поколение переходит он, изменяясь,
преображаясь, но не исчезая. И в каждом новом поколении учителя, воспитатели, родители нещадно
борются с этим явлением. Результаты, как правило, есть: дети перестают демонстрировать владение сленгом,
и ...тут же возвращаются к нему, попав в компанию своих сверстников.
Что же делать? Наши Добрословы решили нужен взгляд со стороны. Как говорится, лучше раз увидеть
или услышать. Прочитаем по ролям отрывок из юмористической сценки «Вали кулем!»
Отрывок для чтения
Учитель:
Ребята, а как обстоят дела с культурой речи в нашем классе, да и в целом в школе? Да, часто она хромает. Но как знать посмотрев на себя со стороны вы задумаетесь над этой проблемой и не будете засорять свою речь такими словами.
Задание: Каждая группа
а) составляет диалог из историй собственного общения с одноклассниками;
б) читает по ролям, а затем дает письменный ответ на вопрос: «Почему нужно избавляться от жаргонизмов?»
Доброслов: Русский язык так богат, что можно подобрать более выразительные,
но не столь грубые и исковерканные слова. Самое важное чтобы все говорящие, пишущие на одном языке
понимали друг друга. Любые отклонения в подборе слов, грамматике, произношении не только
затрудняют общение, но подчас делают его невозможным. Пример: вот еще одна история: семиклассник, не
желая садиться за уроки, сказал, что у него «чердак горит». Встревоженная бабушка хотела вызвать
пожарных. Объясните, почему бабушка не поняла внука?
Ученик: неправильное, неуместное употребление слова чердак едва не привело к серьезному недоразумению (чердак-голова).
Учитель: Ребята, мы уже знакомы с такими словами, как архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы. А теперь представьте себе, что получится, если газеты начнут выходить на разных диалектах и жаргонах? Архаизмы хлынут в передачи радио и телевидения. Да начнется настоящее вавилонское столпотворение, то есть хаос, неразбериха.
Где, прежде всего, проявляется культура, воспитанность?
Доброслов : Культура, воспитанность проявляется, прежде всего, в языке.
Поговорите хотя бы недолго с человеком, и вы можете узнать о нем. Дружит ли он с книгой, вежлив ли или
груб, способен тактично выслушать собеседника или каждую секунду бесцеремонно прерывает его? Речь
говорящего как бы открывает перед нами его внутреннее лицо. «Паспорт грамотности» безошибочно
удостоверяет, что этот человек хорошо воспитан, образован.
Учитель: В энциклопедии «Русский язык» дается следующее толкование литературной нормы (см. эпиграф к уроку). Но литературная норма это не просто общепринятое, но и лучшее, образцовое, достойное подражанию.
Доброслов читает отрывок из романа «Ванька Жуков» А.П. Чехова: «А погода великолепная…»
Учитель: А сейчас обратимся к орфоэпии, то есть правилам литературного произношения. Поставьте ударение в слова: монолог, диалог, каталог, пролог; определите лексическое значение данных слов.
Задание по группам: Почему ударение падает на второй корень, какова этимология корня лог-?
Ученики: Общее в данных словах заключается в греческом по происхождению корне лог-, logos слово, учение (работа с этимологическим словарем).
Учитель: В большинстве заимствованных из греческого языка слов ударение падает на второй слог: диаграмма, диадема, диалект, дифтонг, диафильм. Определите лексическое значение данных слов по толковому словарю С.И. Ожегова. Проверка задания.
Задание по группам: На афише одного из Дворцов Культуры анонсировался зарубежный детектив. Определите лексическое значение слова анонс (предварительное объявление). Автор афиши написал слово как «дедектив». Почему он допустил орфографическую ошибку? Ваши версии.
Версии: Во-первых, написавший это слово, надо, думать, является обладателем если не диплома о высшем образовании, то уж во всяком случае, аттестата об окончании средней школы.
Во-вторых, он, несомненно, поклонник Шерлока Холмса, широко пользовавшегося при расследовании преступлений методом дедукции. Но его любознательности не хватило на то, чтобы выяснить, что детектив от латинского detekctuo раскрытие, а дедукция от латинского deduction- выведение, доказательство. Знай это автор афиши, ошибки на ней не появилось.
Примечание:
Этимологию данных слов ребята выяснили заранее, то есть выполняли как домашнее задание.
III. Заключительное слово учителя.
Ребята, чтобы получить паспорт грамотности, овладеть правильной литературной речью, нужно воспитать в себе привычку чутко вслушиваться в язык дикторов, актеров, педагогов, учиться у них произношению, ясности выражения мысли.
Никому и никогда не поздно внять совету А.С. Пушкина, справедливо упрекавшего нас, читателей, в лености и нелюбопытстве. Будем же, ребята, наблюдательны и любопытны!