Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Родителям Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги Управление гневом
Ваш браузер не позволяет отображать содержимое данной страницы

Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги

Управление гневом

Управление гневом
Карапуз заходится гневным криком, трехлетка стискивает кулачки, топает ногами и истошно кричит, а чадо постарше ругается и крушит все, что попадется под руку — так дети дают выход своим отрицательным эмоциям. Стоит ли ругать их за подобное поведение? Ведь любого из нас могут захватить отрицательные эмоции, другое дело, что в большинстве своем мы умеем сдерживать гнев или выражаем свои чувства в более приемлемых для окружающих формах. Так что задача родителей не «отучить» детей сердиться, а научить их управлять своими чувствами.
Сильное влияние на способ выражения гнева оказывает и отношение к нему окружающих. В обществе преобладает установка: «Не злиться или не показывать, что злишься!» Дети очень рано понимают необходимость научиться подавлять гнев, испытывая вину за собственную злость.
Малыша, активно и часто проявляющего злость, считают агрессивным, а его поведение называют асоциальным. Но, что интересно, такое поведение рождается именно из подавленного чувства гнева.
Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста — истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения — срыв. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные.
Во власти аффекта
Детская истерика — тяжелое испытание для терпения и нервов родителей. Почти у всех детей рано или поздно начинается период истерик. Одни «закатывают» их в крайних случаях, у других — это явление регулярное.
Универсального способа «борьбы» с истериками, к сожалению, нет. Лучше всего: не допускать ее вообще. Отвлечь, не настаивать «в лоб», если есть время, превратить все в игровую ситуацию, перевести в шутку. Как? Постарайтесь в общении с крохой избегать приказных форм, например, ребенок отказывается переодеть надетую наизнанку кофточку. Скажите ему приветливо, с улыбкой: «Ой, а почему кофточка от нас отвернулась? Она такая красивая, ей не хочется смотреть, что происходит вокруг? Давай ей поможем, повернем лицом к нам!»
Ну, а уж если истерику не удалось избежать, то ее лучше переждать. Начавший «истерить» ребенок иногда сначала не хочет, а потом уже и не может успокоиться, остановиться. Если ситуация позволяет, лучше оставить ребенка «вопить» в одиночестве. Так он быстрее успокоится.
Учимся владеть собой
Сталкиваясь с детским гневом, родители ведут себя по-разному. Одни из них помогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать, другие игнорируют гнев, третьи осуждают малыша за подобные чувства, четвертые согласны с тем, что дети имеют право злиться, выходить из себя, а потому никак не реагируют на эти проявления.
Исследования показали, что дети, которым родители помогали справиться с отрицательными эмоциями, обгоняют своих сверстников в интеллектуальном и физическом развитии. Поэтому психологи склоняются к мысли, что для полноценного развития взрослые должны позволять своему чаду время от времени «выпускать пар».
Родителям стоит помнить, что ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции. Просто делать это он должен не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять малышу, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Постарайтесь научить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «Я рассердился, я обиделся, я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито, например: «Я поражен и обижен».
Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым — он будет так же вести себя с другими детьми. Чем сильнее будет агрессия с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.
Кроме того, вспыльчивым, эмоционально неустойчивым детям можно и нужно предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:
  • предложите ребенку лучше остаться одному в комнате и высказать громко вслух все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил;
  • предложите малышу, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, бить по кровати или писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе;
  • успокоиться помогают глубокие вдохи или счет до десяти, прежде чем что-то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
  • можно предложить ребенку нарисовать чувство гнева. Агрессия часто находит выражение в творчестве или играх.
  • Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков — это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.
    Малыш в буре эмоций ничего не способен ни понять, ни услышать, ни тем более изменить. Все дальнейшие выяснения откладывайте на момент полного успокоения.
    В любом случае в общении с ребенком вам необходимы: твердость, доброжелательность и терпение. Последнее — важно, чтобы в будущем у маленького человека не было проблем в общении.
    Кравцова Марина журнал «Няня», 2004 № 4



    Сегодня сайт посетило — 489
    страниц просмотрено — 835
    просмотрено страниц за все время— 2255
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Родителям Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги Управление гневом