Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Родителям Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги Как подготовить ребенка к школе?
Ваш браузер не позволяет отображать содержимое данной страницы

Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги

Как подготовить ребенка к школе?

Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, мог успешно учиться, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьнозначимыми», познавательными. Прежде всего, они обеспечивают его способность заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога.
Планируя работу по подготовке к школе, взрослые — педагоги и родители — особое внимание уделяют развитию речи, памяти, моторных функций; зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации - тех функций, на основе которых формируются базовые учебные навыки (письмо, чтение, счет).
Ребенок-дошкольник учится постоянно. Поэтому какую-то часть необходимых представлений, сведений, знаний он получает, не садясь специально за стол. И, это, прежде всего, относится к развитию речи.
Если педагог (или родители) обнаружил, что речь ребенка недостаточно развита, словарный запас беден, он неправильно строит предложения и плохо различает звуки, взрослый должен чаще задавать вопросы и ответить на все «почему?» и «зачем?», пояснять значения незнакомых слов.
Шестилетний ребенок должен уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Знания можно проверить во время игр. Если малыш что-то путает, спокойно объясните и повторяйте время от времени подобные игры. Еще шестилетний ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать и различать предметы по величине — больший, меньший.
Для тренировок кроме специальных занятий используют и повседневную ситуацию, когда дети помогают накрывать на стол, расставляя посуду: тарелку кладут на середину, вилку — слева, нож — справа, салфетку — сбоку, хлебницу — впереди, солонку — за хлебницей и т.п.
Можно посчитать количество предметов, определить их форму — тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник. При этом следите за правильностью употребления и произношения слов.
Сейчас издают много разнообразных альбомов для раскрашивания самой разнообразной тематики. Содержание альбома поможет ребенку научиться классифицировать предметы, находить сходство и различия. Можно подготовить карточки по темам: «Одежда», «Обувь», «Фрукты», «Ягоды», «Домашние и дикие животные» и т.д., а потом поиграть на скорость: «Кто быстрее выберет фрукты?» или «Кто найдет больше диких зверей?» Впрочем, вариантов множество.
Один из показателей речевого развития ребенка — формирование фонематического слуха, то есть умения узнавать и различать звуки на слух. Как определить, умеет ли ребенок различать звуки, выделяет ли их в словах?
Полезна игра «в звуки». Сначала подготавливаются (можно сделать это совместно) карточки с изображениями разных предметов (например, шапка, машина, утюг, душ, ложка, стол, шарф, лампа, шкаф, чашка). Задача игрока: из десяти карточек он выбирает те, где в названиях предметов есть тот или иной звук, например «ш»; на втором этапе игры отыскивает те предметы, в названиях которых есть другие звуки — гласные и согласные. Можно играть «в слова»: разбивать слова на звуки, складывать из звуков слова, замечать слова с определенными звуками. Педагог подчеркивает нужный звук голосом, растягивая его, форсируя.
Обучение письму — также одна из наиболее существенных задач при подготовке детей к школе.
Чтобы подготовить руку ребенка к письму, нужно, прежде всего, развивать его способность выполнять сложнокоординированные графические движения. Но сначала необходимо научить его правильно сидеть за письменным столом, правильно располагать тетрадь и держать ручку (при работе праворукого ребенка свет должен падать слева, леворукого — справа). Очень эффективны для подготовки к письму и чтению задания на различение (уметь находить сходство и различать форму, буквы, фигуры, объекты), на классификацию (выделять специфические признаки предметов), деление целого на части и составление целого из частей (складывать фигуры и буквы из частей) и т.п. — они способствуют формированию зрительно-пространственного восприятия, внимания. Уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту ребенку.
В 3 года ребенок еще с трудом классифицирует предметы, объекты, фигуры, ему сложно выделить общее, различать, сравнить по всем признакам.
В 4 года способность выделять, сличать, различать, классифицировать совершенствуется, однако эти сравнения еще логически не обоснованы. Совершенствуется и способность деления целого на части, составления из частей целого, достраивания (дорисовывания).
В 5-6 лет ребенок способен одновременно сравнивать, выделять, классифицировать простые объекты, предметы, фигуры; различать наклон, вертикальные и горизонтальные линии, их высоту, сочетание; точно воспринимать и копировать образец (фигуры, буквы, линии, их сочетание). Именно эти способности — основа успешного обучения письму. Очень важно развивать зрительную память ребенка, необходимую при обучении письму, чтению, счету. Полезны упражнения, одновременно тренирующие внимание, зрительную память и речевые навыки, на составление и раскладывание рассказа по картинкам. В заданиях должны интегрироваться различные умения, поэтому работа над ними отличается спецификой.
  1. Наводящие вопросы помогают выделить главное на каждой картинке и определить последовательность действий. Предложите изобразить ее схематически или зарисовать.
  2. Выделенные ключевые слова и словосочетания помогают описать содержание картинки.
  3. Первую фразу (или ее начало) формулирует педагог.
  4. Сначала описывается (рассказывается) ситуация (действие) поочередно на каждой картинке.
  5. Выстраивается последовательное изложение.

Кроме учебных навыков для успешного обучения в школе необходимо, чтобы ребенок достиг определенного уровня личностного развития. Под «определенным уровнем» следует понимать три сферы жизненных отношений — с близкими взрослыми; со сверстниками; к самому себе.
Многие учителя начальной школы сталкиваются с детьми, которые не чувствуют дистанции, долгое время не осознают своего нового статуса. Такой ребенок может встать в середине урока и, собирая портфель, сказать: «Все, надоело, сегодня больше учиться не хочу». Ничуть не смущаясь, может вогнать учительницу в краску репликой: «Ты злая, я не хочу у тебя учиться». Это не непосредственность, не раскованность (так склонны оправдывать ребенка родители). Ребенок просто недостаточно развит — не научен, не умеет жить по правилам, определяющим поведение в школе как взаимодействие ученика и учителя. Разумеется, если школа станет ассоциироваться у ребенка только с теми правилами, которые мы перечислили, можно говорить об ошибке взрослых.
Школьная жизнь — это интересное общение, опыт межличностных отношений, дружбы, сотрудничества. От учителя тоже требуется терпение. Если придется, то не раз мягко и тактично он должен объяснить ребенку правила поведения в новой для него ситуации. Те же мягкость и тактичность нужны и родителям, чтобы не превратить учителя в пугало для ребенка.
Психологи подразделяют готовность к школе на два типа.
Предучебный тип.
В школе для ребенка все одинаково значимо: и сама учеба, и дела, с ней не связанные. Он всей душой настроен на внимание и личное общение с учителем. В присутствии педагога или других взрослых готов работать с полной отдачей.
Учебный тип.
Достаточно самостоятелен, и может работать не только в присутствии взрослого. Однако всякого рода формальными требованиями (вроде «отступить на три клеточки») может пренебрегать. В результате таких детей часто считают капризными, невоспитанными, неуправляемыми. Действительно, давить с помощью жесткости и требовательности не выход. Скорее всего, получим обратный эффект — реакцию протеста, потерю желания учиться. Нередко перечисленные недоразумения (если учитель не сумеет их тактично снять) углубляются и перерастают в конфликт с родителями, что создает немало проблем, осложняющих жизнь и детей, и взрослых.
Для проверки уровня личностного общения ребенка со взрослыми не потребуются какие-либо специальные методики. Внимательно понаблюдайте за малышом, и вы многое поймете.
Попробуйте «поиграть в школу», только роль учителя должен взять ребенок, а ученика — взрослый, нетерпеливый, беспокойный, невнимательный. Быть может, реагируя на «плохое поведение», ребенок сумеет лучше осознать, как необходимо вести себя, как поступать в той или иной ситуации.
Несложно проверить ребенка и в общении со сверстниками. Стоит лишь понаблюдать за ним в игре, любой, по правилам, и можно увидеть:
  • o легко ли ребенок устанавливает контакты;
  • o считается ли с партнерами;
  • умеет ли играть по правилам.
  • Если он требует все игрушки себе, непременно хочет быть «главным», не признает правил, дуется, сердится, бежит жаловаться — у него, несомненно, будут сложности в общении с одноклассниками. Однако было бы большой ошибкой лишать его такого общения. Самый эффективный вариант, помогающий устанавливать контакты со сверстниками, — театральная студия, театрализованная, совместная деятельность, игры с младшими, в которых ребенку отведена роль «главного», «старшего».



    Сегодня сайт посетило — 150
    страниц просмотрено — 196
    просмотрено страниц за все время— 21957
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Родителям Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги Как подготовить ребенка к школе?