Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Родителям Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги Развитие памяти младшего школьника
Ваш браузер не позволяет отображать содержимое данной страницы

Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги

Развитие памяти младшего школьника

I. Память можно и нужно развивать

Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из-за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). Такую память называют природной (или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может не развиваться. Однако природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Если человек просто заучивает материал, многократно повторяя его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным. Это не что иное, как работа природной памяти. Если же человек, стараясь запомнить, использует для этого какие-либо приемы или способы, осмысливает материал и т.п., то речь идет о принципиально ином, качественно более высоком — о логическом (опосредованном) запоминании. Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти. Очень важно понять, что как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.

II. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти

Нарушения памяти выявляет психолог (см. Памятку). При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания. В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию, не пытаясь повторить все стихотворение целиком. Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

III. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов

Мнемические приемы Родители должны понять, что простая тренировка практически не помогает улучшить память. Зато можно многого достичь, используя разнообразные мнемические приемы. Совершенно очевидно, что не все приемы в равной степени доступны каждому ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности. Однако младшие школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять мнемические планы. При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Родители должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому «почему», способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Приемы запоминания могут быть разнообразными. Группировка материала Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части — классы. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал.

Ассоциации

Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется за-помнить, привлекать самые разнообразные ассоциации. Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли «цепляет», затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д. Поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.

Схематический образ

К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается словами, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.
Можно использовать для обучения методику пиктограммы. Ребенку для запоминания предлагаются простые фразы (типа «Девочке подарили куклу»). Ребенок для запоминания каждой такой фразы делает какой-нибудь как можно более простой и схематичный рисунок. После того как этот прием будет освоен на конкретном материале, следует давать фразы с более отвлеченным значением (например: «Учиться никогда не поздно»). В результате подобных занятий действие по подбору подходящего схема-тического образа автоматизируется и в дальнейшем начинает осуществляться ребенком во внутреннем плане, без создания соответствующего рисунка.

Опорные пункты

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и пр. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Структурирование материала
Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных действий. К ним, в первую очередь, относится структурирование материа-ла, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Данный прием позволяет успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направлен на упорядочение ее.

IV. Сила — в развитии

Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое может быть маленьким и слабым, тихим и спокойным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся. В основе быстрого роста любого растения — много факторов, но первопричина заключается в сильной и здоровой корневой системе. В нашем случае это природная память. Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания «переплетаются» с соседними, как бы «шепчутся» друг с другом, подобно листьям. Когда учащийся анализирует запоминаемый материал, он тем самым развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания и человек быстро и успешно справляется с задачей. Когда же учащийся запоминает материал просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, ис-пользуются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, быстро забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое. Большая часть неудачников по жизни стали таковыми из-за своей нераз-витой памяти. Те же, кто сумел чего-либо добиться в жизни, умели управлять своей памятью и развивать ее.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

I. Память можно и нужно развивать

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. Такую память называют природной (или механической, непосредственной). Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Культурную память можно развивать в течение всей жизни, используя различные способы запоминания.

II. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти

Нарушения памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид памяти у ребенка является наиболее сохранным. Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух сам (или читать ему) материал, подлежащий запоминанию. Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности. При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко записывать материал, который нужно запомнить. При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания. В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями.

Ш. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов

Группировка материала
Изучаемый материал делится на части или группы. Нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал.
Ассоциации
Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.
Схематический образ
Ребенок для запоминания фразы или слова делает какой-нибудь как можно более простой и схематичный рисунок.
Опорные пункты
В качестве опоры могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и др. Опорные пункты составляют своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Структурирование материала
При структурировании материала устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.



Сегодня сайт посетило — 335
страниц просмотрено — 601
просмотрено страниц за все время— 2999
Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Родителям Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги Развитие памяти младшего школьника