Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Родителям Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги Развитие внимания
Ваш браузер не позволяет отображать содержимое данной страницы

Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги

Признаки невнимательности

I. Признаки невнимательности
Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Возможно, причины школь-ной неуспешности таятся в его невнимательности. Необходимо обратиться за помощью к психологу, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:
  • неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
  • неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
  • частое отвлечение на посторонние раздражители;
  • беспомощность в доведении задания до конца;
  • отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забыв-чивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
  • потеря предметов, необходимых для выполнения задания.


  • II. Причины невнимательности
    Среди нарушений внимания выделяют — отвлекаемость. рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность, Отвлекаемость (отвлечение внимания) — это непроизвольное переме-щение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.
    Рассеянность внимания — это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться:
    а) в неспособности к сосредоточению;
    б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
    Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. Такой вариант рассеянности нередко встречается у болезненных и ослабленных детей. Эти дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.
    Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
  • общее ослабление нервной системы (неврастения);
  • ухудшение состояния здоровья;
  • физическое и умственное переутомление;
  • наличие тяжелых переживаний, травм;
  • эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
  • недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, по-лучавший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не,формируются наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);
  • нарушения режима занятий и отдыха;
  • нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нару-шения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);
  • чрезмерная подвижность.

  • Чрезмерная подвижность внимания — постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
    Инертность внимания — малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

    III. Обучающие игры и развитие внимания
    Большое значение для развития внимания имеют развивающие, обучающие и ролевые игры. Под влиянием таких игр у старших дошкольников и младших школьников внимание достигает достаточно высокой степени развития. Обучающие игры всегда имеют задачу, правила, действия и требуют сосредоточенности. В одних играх ребенок учится учитывать разные требования задачи, в других — выделять и понимать цель действия, в третьих — вовремя переключать внимание, в четвертых - удерживать внимание, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения. Поэтому по возможности играйте с ребенком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр. Хорошим материалом для тренировки внимания служат картинки со скрытыми в них изображениями; картинки, где нужно найти отличия; на-рисованные лабиринты и др. Они часто публикуются в детских журналах. Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элемент соревнования.

    IV. Тренировка распределения внимания

    По совету психолога мама одного второклассника, успевающего, но обладающего плохим распределением внимания, в течение полугода проводила с ним ежедневные 15-минутные занятия. Мальчику предлагали простейшее задание — вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а» и «ю», на следующий день какие-либо другие буквы и т.д.). В это же время ставили аудиокассету (аудиодиск) с какой-нибудь сказкой.
    Потом проверяли, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просили рассказать, что он услышал и понял из сказки. В первое время совмещение этих двух видов деятельности совершенно не давалось мальчику, вызывало бурные протесты. Однако у мамы хватило терпения все преодолеть, и в конце второго месяца он начал справляться с обоими заданиями более-менее успешно. После первых успехов родился «спортивный интерес» — мальчик стал сам просить усложнить задание. В конечном счете эти усилия стали сказываться на успеваемости, к концу полугодия она заметно улучшилась.

    V. Тренировка объема внимания

    Существуют также приемы, позволяющие тренировать объем внимания в сочетании с кратковременной памятью. Один из них заключается в следующем. Взрослый в отсутствие ребенка выкладывает иа стол какое-то, на первых порах небольшое, количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд открывает все предметы, опять закрывает и просит перечислить все, что тот увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания.
    Тренировка объема внимания, его расширение достигаются путем много-кратного повторения этого простого упражнения при постоянном увеличении количества предметов. Это упражнение легче и интереснее делать с двумя-тремя детьми, поскольку в таком случае обязательно возникает соревнование.

    VI. Помощь невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий

    При организации помощи ребенку в выполнении домашнего задания необходимо следующее:
    Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности. Привычные условия для выполнения уроков. Если ребенок выполняет уроки в постоянном месте, в определенное время, если необходимые предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания.
    Возникновение косвенных интересов (мотивов) при выполнении уроков — стремление получить поощрение, похвалу, сюрприз. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него можно вызвать интерес к результату деятельности. Поэтому придумывайте всякие поощрения даже за малые достижения и успехи, хвалите своего маленького ученика. Создание благоприятных условий для выполнения уроков, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шума, неприятных запахов и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже усиливают его.
    Тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность.

    VII. Заключительная часть

    Педагог-психолог подводит итоги, отвечает на вопросы родителей (если они возникают), дает родителям возможность высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    Обучающие игры и развитие внимания
    При возможности играйте с ребенком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр: картинки со скрытыми в них изображениями; картинки, где нужно найти отличия; нарисованные лабиринты и др. Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элемент соревнования.
    Тренировка распределения внимания
    Задание — вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а» и «ю», на следующий день какие-либо другие буквы и т.д.). В это же время ставить аудиокассету (аудиодиск) с какой-нибудь сказкой. Нужно проверить, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и попросить его рассказать, что он услышал и понял из сказки.
    Необходима длительная тренировка.
    Тренировка объема внимания В отсутствие ребенка выкладывают на стол небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывают. Затем приглашают ребенка, на несколько секунд открывают все предметы, опять закрывают и просят перечислить все, что он увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания. Необходимо повторять это упражнение при постоянном увеличении количества предметов.
    Помощь невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий
    При организации помощи ребенку в выполнении домашнего задания необходимо следующее:
  • отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности;
  • привычные условия при выполнении уроков;
  • возникновение косвенных интересов (мотивов) при выполнении уроков — стремление получить поощрение, похвалу, сюрприз;
  • создание благоприятных условий для выполнения уроков, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шума, неприятных запахов и пр.); легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, а даже усиливают его;
  • тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность.



  • Сегодня сайт посетило — 494
    страниц просмотрено — 870
    просмотрено страниц за все время— 2290
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Родителям Советы психолога МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги Развитие внимания