«Дети, которых не понимают взрослые»
Почему дети становятся беспокойными? Как вовремя обнаружить нарушения в состоянии ребенка и как реагировать на его
упрямство и своеволие? Можно ли научить неусидчивого ребенка заниматься? Как сделать эту работу эффективной?
Попытаемся ответить на эти вопросы, которые очень часто задают нам воспитатели, педагоги, родители. Суть дела в
том, что нередко мы, взрослые, провоцируем ребенка на «плохое» поведение требованиями, с которыми он не может
справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными;
понять, что ребенка нужно не только любить, но и уважать. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать
на наше понимание и помощь.
Как правило, «беспокойность» проявляется достаточно рано к 2-3 годам, но родители объясняют этот факт
шаловливостью, живостью характера ребенка, условиями воспитания. Сложнее становиться в 5-6 лет, когда ребенок
сталкивается с необходимостью соблюдать режим дня, выполнять задания учебного характера. Слабая концентрация внимания,
неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести работу до конца приводят к трудностям в обучении.
Собственные неудачи и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка. Невольно
возникают вопросы: «Неужели он не может вести себя иначе?», «Не может или не хочет?»
Пожалуй, последний вопрос главный. Ответив на него, мы сможем решать проблемы ребенка и адекватно реагировать на его
«выходки».
Несомненно, с послушным ребенком легче. Во-первых, потому, что он не мешает. Во-вторых, потому, что взрослые в
большинстве случаев настроены на реализацию своих педагогических притязаний по принципу «сразу и сейчас», без
особых усилий, по команде «сказал-сделал». В-третьих, что бы мы не говорили о праве ребенка на уважение, внимание,
понимание, взрослые ставят во главу угла не его проблемы, а свои желания и требования. А вот шумный, беспокойный,
много говорящий, постоянно требующий внимания, утомителен, нередко раздражает. Поэтому часто о таком ребенке можно
услышать от педагогов и родителей «Неуправляемый ребенок, все делает назло, с ним не возможно работать».
Причиной подобных нарушений в поведении ребенка часто является не простое непослушание, а специфическое нарушение
психического здоровья синдром дефицита внимания (СДВ). Это значит, ребенок хочет, но не может изменить свое поведение
по желанию взрослых. Поэтому задача и педагогов, и родителей, состоит именно в том, чтобы эффективно организовать работу
ребенка, а также специальная тактика общения с ним.
Стиль и тактика общения закладываются в раннем детстве. Эффективность общения зависит не только от желания взрослого
добиться определенных результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение все: тон, интонация, взгляд,
жесты.
Невольно возникает вопрос:
как разговаривать с беспокойным ребенком?
- Недопустимы (даже в критических ситуациях)грубость, унижение, злость. Выражения типа "Терпеть не могу", "Ты меня
извел", "У меня нет сил", "Ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны.
Ребенок просто перестает их слышать.
- Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел,
чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребенку время, и обязательно поговорите позже.
- Если есть возможность отвлечься от дел хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребенок почувствует внимание
и заинтересованность.
- Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения.
На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова.
- Разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
- Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
- Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь,
не ограничивайтесь коротким «нет» ; объясните почему. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты
сделаешь это, то я сделаю то-то». Тем самым взрослый может поставить себя в неловкую ситуацию.
Что делать в сложной ситуации?
- Научитесь не придавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие (не путайте с показным спокойствием,
когда взрослый всем своим видом дает понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает,
что нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и
не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы четкие требования (в пределах возможностей ребенка}, не
меняющиеся в зависимости от ситуаций и настроения. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность.
- Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
- Не отождествляйте проступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь ты плохой» порочна
закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
- Обязательно объясняйте, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если сам взрослый чуть что
срывается на крик, более того, готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.
- Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и
сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может, не осознавая, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих
случаях детскому «ненавижу».
- Не ставьте в пример «непослушному» ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя тем, что есть
нормальные дети, которые никого не изводят. Взрослые родители и воспитатели, которые не умеют держать себя в руках, а
значит и не умеют себя вести не очень хороший пример.
Какой метод эффективнее похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома,
дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется: хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание,
попытку. Работа не получает одобрения, если нет результата, удовлетворяющего взрослого.
В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, которые
позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность неудача преодолима. Обращать внимание только на
проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не
заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь...», «Правильно!»,
«Хорошо!», «Молодец, ты меня радуешь!» эти формулы стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение и похвала стимулируют
ребенка, повышают мотивацию.
Нам могут возразить: замечания, укоры, угрозы, наказания повышают эффективность. Может быть, но срок этих мер
кратковременен, у большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, а тревога и боязнь гнева
провоцируют новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации.
Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения
взаимоотношений. Угроза основана на том, что страх достаточный мотив для достижения какого-то результата
(и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная)
обычно дает обратный эффект.
Поэтому чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте,
что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.