Где начинается одаренность?
Представление о том, что одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза
способностями, и прежде всего невероятным для его возраста объемом знаний и умений такое представление идет из глубины
веков и отражено в самой этимологии слова «одаренность». Одаренность от слова «дар», дар природы, божий дар.
В каком-то смысле это действительно дар, но для проявления этого дара нужна встреча ребенка, от природы наделенного
особыми возможностями и семье, готовой эти возможности развивать. А потом педагогов, умеющих увидеть одаренность и не
боящихся ее. Только при таких условиях появляется подлинная одаренность.
Одаренные дети очень разные: живые, даже иногда просто нахальные и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно
сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные. Естественно, разные они и внешне: очень
маленькие, хрупкие даже для своих дошкольных лет и крупные, физически развитые, явно обгоняющие своих сверстников не
только по умственному развитию, но и по физическому. Однако, есть во всех этих очень разных детях нечто общее, что при
известном опыте позволяет довольно быстро определить именно одаренного ребенка. Чаще всего без всяких тестов и прочих
психологических измерений. Что же это? Своего рода печать одаренности.
Попытки понять, что же делает одаренного ребенка именно одаренном, что же отличат его от обычных детей делались много раз.
Искали различия во всем. Часто считали, что основой таких чудес является память особая, чрезвычайно развитая память и
позволяет ребенку показать чудеса развития, она и делает его одаренным. Разумеется, память у одаренного ребенка практически
всегда превосходная, но все же дело оказалось не в памяти. Оказалось, во-первых, что память большинства обыкновенных детей
становится просто превосходной, когда они имеют дело с чем-то, что их очень интересует. Во-вторых, память одна из наиболее
тренируемых психических функций. Одаренные дети с большим увлечением занимаются умственной деятельностью и охотно и много
запоминают. Именно поэтому обладают, как правило, превосходной памятью. Однако, различия между ними и обыкновенными детьми,
очевидно, вторичны. Дело не в памяти. Точно также не обнаружено сколько-нибудь принципиальные различия между обычными и
одаренными детьми и в восприятии, мышлении даже в воображении. Главное, что объединяло одаренных детей умственная
активность. Главная потребность любого одаренного ребенка потребность в умственной работе, их страсть к познанию.
Оказывается, способности вырастают из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок,
должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Из этого обстоятельства
проистекает несколько важных педагогических следствий:
Следствие первое
Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания
ребенком, с точки зрения развития способностей, либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению
увеличивает отрицательное отношение к ней. Правда, в некоторых случаях усиленным трудом можно получить сами по себе знания,
но разве в этом главная цель образования?
Следствие второе
Начинать надо учение ребенка с радости познания. Только на этом фоне можно развивать способности. Это не значит, что учение
должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности надо вводить в учение. Но начало, когда
учение только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка.
У одаренных детей, благодаря ярко выраженной потребности в познании, связь радости и умственного труда почти непрерывная.
Практически любая умственная деятельность чтение, решение задач, придумывание истории ит.д. доставляет им огромную
радость и благодаря этому их способности развиваются семимильными шагами.
Таким образом, можно сделать вывод, что по крайней мере, на ранних этапах развития способностей, то есть в дошкольном и
школьном возрасте все зависит от любви к умственной деятельности, или точнее, от познавательной потребности. Чем ярче
она проявляется в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей.