Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Сведения об образовательной организации Образование Образовательные программы Программы по внеурочной деятельность НОО Азбука графической грамотности
Устал учиться

Первый раз в первый класс! Все, что нужно для школы

Композиция из геометрических фигур. Рисунок Евсеевой Э.А.

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей № 48»
г. Калуги
/Г.В. Зиновьева/

П Р О Г Р А М М А
курса для детей младшего школьного возраста
по черчению
«Азбука графической грамотности»
1-2 классы

Рассмотрена на МС МБОУ
«Лицей № 48» г. Калуги

Составитель: Бакурова С.М.
учитель технологии
первой квалификационной категории
Объем различных форм работы:
Всего аудиторных занятий 136 ч.
В том числе:
Лекции 30 ч.
Практические занятия 106 ч.
Калуга, 2013

Пояснительная записка.

«Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность».

На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Традиционно в начальной школе геометрический материал используется как объект вычислений, измерений, построений, а не как предмет для специального анализа, моделирования. Широкое использование в различных областях науки, техники и производства метода моделирования значительно повышает роль пространственного мышления. Способность действовать на основе пространственных представлений становится одним из важнейших качеств, необходимых для успешного овладения различными видами профессиональной деятельности. Характер и содержание пространственных образов, условия их создания, преобразования в процессе деятельности существенно усложняются. Поэтому развитие пространственного мышления является ныне предметом глубокого и всестороннего анализа. Знание графики и умение владеть ее приемами — показатель общей культуры человека. Графика — это международный язык, на котором говорят профессионалы всего мира: инженеры, ученые, архитекторы, строители, дизайнеры. Данный курс предполагает обучить младших школьников приемам работы с чертежными инструментами, познакомить с правилами выполнения геометрических построений, построения геометрических фигур, геометрических тел и их разверток. А также курс предполагает научить практическому применению и использованию разверток геометрических тел в их практической жизни. И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах — необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Содержание работ:
  • работа с чертежными инструментами на нелинованной чертежной бумаге;

  • работа с развертками геометрических тел (построение разверток новогодних коробок для подарков, изготовление фигурок животных и роботов из геометрических тел);

  • изучение написания чертежными шрифтами и использование его в оформлении плакатов и стенгазет.

  • Цели курса:
  • Обучение приемам работы с чертежными инструментами: линейкой, угольником, циркулем;

  • Закрепление знаний полученных на уроках математики, и применение их в практической деятельности;

  • Развитие пространственного воображения и конструкторской смекалки;

  • Формирование интереса к изучению точных наук на основе использования игровых моментов в ходе занятий;

  • Облегчение изучения курса черчения в средней школе.

  • В процессе обучения предполагается комплексное решение ряда задач:
  • Формирование пространственного мышления как важной составной части интеллектуального развития;

  • Выявление, обобщение, систематизация и углубление уже имеющихся пространственных представлений;

  • Овладение практическими умениями при измерении, построении плоских фигур с помощью чертежных измерительных инструментов и изготовлении геометрических тел в процессе конструктивной и преобразующей деятельности.

  • В ходе реализации данной программы должны быть сформированы следующие компетентности:
  • коммуникативные,

  • информационные,

  • в области решения проблем.


  • Освоив содержание курса, учащиеся должны иметь представления о возможностях применения чертежных инструментов, методов построения геометрических фигур, тел и их разверток, их практическое использование, о правилах безопасной работы, правилах санитарии и гигиены.
    Знать / понимать:
  • правила безопасной работы с инструментами, приспособлениями

  • правила санитарии, гигиены и режима работы;

  • способы геометрических построений линий, углов, фигур, тел, разверток геометрических тел;

  • способы использования разверток геометрических тел на практике;

  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;


  • уметь:

  • изучать способы геометрических построений и методы использования приобретенных знаний;

  • применять изученные технологии при изготовлении изделий;

  • применять на практике правила безопасной работы с инструментами, оборудованием и приспособлениями, правила санитарии, гигиены и режима работы;

  • оценивать возможности геометрических построений и их использования в практической деятельности;


  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • решения практических задач в повседневной жизни;

  • самостоятельно анализировать форму предмета;

  • рационально использовать способы геометрических построений;

  • проектирования материальных объектов; повышения эффективности своей практической деятельности; организации работы при индивидуальной и коллективной формах работы.


  • Для реализации содержания обучения все теоретические положения дополняются и закрепляются выполнением практических и исследовательских работ. Навыки, полученные на занятиях, помогут учащимся в решении творческих задач, определять возможности использования геометрических форм в практической деятельности.
    Для реализации содержания данной программы применяются следующие формы и методы обучения:
  • словесные (лекции, беседы)

  • практические (графические, практические и исследовательские работы);

  • объяснительно-иллюстративные;

  • индивидуальная и коллективная форма творческих работ;

  • активные (проблемное изложение, эвристическая беседа)

  • метод-проектов;


  • формы работы с учащимися:
  • беседы,

  • практические занятия,

  • проведение выставки работ;

  • защита проектов;


  • Выполнение практических заданий по всем темам курса способствует закреплению полученных знаний, навыков и умений для выполнения итоговой работы — творческого проекта по использованию геометрических построений и тел, и его презентации.

    Программа развивающего обучения составлена по направлениям внеурочной деятельности, таких как, «научно познавательное» и «проектирование» и рассчитана на 2 года Виды занятия (графические построения и моделирование форм) поставлены с учетом возрастных особенностей учащихся. Конечная цель программы ориентирована на плавный и постепенный переход учащихся в среднее звено школы и подготовку их к самостоятельной жизни и изучения черчения в средней школе. Знания учащихся по завершению курса проверяются выполнением творческого задания и его презентации.

    Учебно-тематический план

    №№ Название раздела, темы Количество часов всего Теория Практика
    1 класс (68 часа)
    1. Введение 2 2
    2. Работа с чертежными инструментами. 8 2 6
    3. Геометрические построения. 20 4 16
    4. Композиция определяющие понятия, свойства. 10 2 8
    5. Моделирование форм и предметов 18 4 14
    6. Творческий проект. Презентация проекта. 10 2 8
    Всего 68 16 52


    №№ Название раздела, темы Количество часов всего Теория Практика
    2 класс (68 часа)
    1. Построение разверток геометрические тел 20 6 14
    2. Моделирование на основе геометрических тел 20 2 18
    3. Шрифты 6 1 5
    4. Сфера дизайн — графики 10 3 7
    5 Творческий проект. Презентация проекта 12 2 10
    Всего 68 14 54


    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


    1 класс (68 часов)

    Тема 1. Введение (2 часа).
    История возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости. Люди разных профессий о чертеже. Материалы, инструменты, приспособления

    Тема 2 Работа с чертежными инструментами (8 часов).
    Карандаши, линейки угольники. Типы линий. Способы построения линий различной толщины и назначения. Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Приемы построения параллельных линий с использованием угольника и линейки. Окружности разной толщины линий. Концентрические, лежащие на одной оси окружности. Построение различных углов с использованием угольников. Правила безопасной работы с инструментами. Правила, санитарии и гигиены. Режим работы.
    Практическая работа: Как правильно заточить карандаш. Вычерчивание линий разной толщины. Приемы вычерчивания горизонтальных, вертикальных, наклонных линий с использованием угольника и линейки. Построение окружностей разной толщины, из одного центра, лежащих на одной оси. Приемы построения углов с использованием разных угольников
    Тема 3. Геометрические построения (20 часов).
    Практическая работа: Сопряжение прямого, острого, тупого углов. Построение квадрата, прямоугольника, треугольника. Деление окружности на 4,8,16 частей. Построение цветных витражей на основе деления окружности на 4, 8, 16 частей. Деление окружности на 3,6,12 частей. Построение узора для росписи тарелки с использованием деления окружности на 3, 6, 12 частей. Деление окружности на 5,7 частей. Построение овала.

    Тема 4. Композиция определяющие понятия, свойства (10 часов).
    Баланс или гармония, выразительность. Симметрия. Модуль и пропорции. Повтор и ритм.
    Практическая работа: Разработка линейного орнамента. Орнамента в круге. Разработка рисунка для лоскутного коврика, салфетки.

    Тема5. Моделирование форм и предметов (18 часов).
    Процесс моделирования на основе прямоугольника, треугольника, многоугольников, окружности, овала.
    Практическая работа: Разработка композиции «Сказочный город» с использованием цветных квадратов, прямоугольников, треугольников, окружностей, овалов и многоугольников.

    Тема 6. Творческий проект. Презентация проекта (10 часов)
    Что такое творческий проект? Как его выполнять? Для кого его выполнять? Что такое презентация проекта. И что необходимо иметь для выполнения проекта. Практическая работа: Разработка проектного изделия. Разработка несложного коллективного проекта. Темы для проектов:
    -Разработка рисунка для оформления плоской тарелочки и использованием трафарета.
    -Разработка рисунка для витража в детской комнате с использованием трафарета.
    -Разработка рисунка для круглой салфетки в лоскутной технике .
    -Разработка рисунка для квадратного коврика в лоскутной технике.
    -Разработка рисунка для кухонных досок с использованием различных геометрических построений.

    2 класс (68 часов)

    Тема 1. Построение разверток геометрические тел (20 часов).
    Построение развертки параллелепипеда, призм, куба, цилиндра, конуса, пирамид.
    Практическая работа: Построение разверток. Изготовление геометрических тел из картона (параллелепипеда, призм, куба, цилиндра, конуса, пирамид).

    Тема 2. на основе геометрических тел (20 часов)
    Процесс моделирования роботов, сувениров, животных, композиций на основе геометрических тел.
    Практическая работа: Изготовление из цветного картона и бумаги поделок из геометрических тел (робот, фигурки животных, композиции, сувениры).

    Тема 3. Шрифты (6 часов).
    Ознакомление с различными видами шрифтов. Начертания шрифта для оформления.
    Практическая работа: Работа по выполнению шрифтов для оформления

    Тема 4. Сфера дизайн — графики (10 часов).
    Плакаты. Цвет и композиция. Приемы оформления плакатов.
    Практическая работа: Разработка плаката или стенгазеты с использованием плакатных шрифтов.

    Тема 5. Творческий проект. Презентация проекта (12 часов).
    Выбор темы проекта. Краткая формулировка задачи. Планирование работы. Пояснительная записка. Изготовление проектного изделия.
    Практическая работа: Выбор темы проекта и формулировка задачи. Составление плана работы. Изготовление проектного изделия. Пояснительная записка. Презентация проектного изделия.

    Темы проектов:
    Сувенир из геометрических тел.
    Мышка на сыре.
    Робот на луне.
    Подарочная коробка.
    Новогодняя композиция.
    Мишка из геометрических тел.
    Сказочный городок.
    И другие.

    Литература
    1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др./ под ред. В.А.Горского. — М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

    2. Журнал Школа и производство, №3/1996; Мезенева О.В. Черчение в начальной школе. (стр.82-83).

    3. Журнал Школа и производство, №1/1999; Якунина О.С. Развитие пространственного мышления у младших школьников.

    4. Сборник нормативных документов. Технология / сост Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.

    5. Учебник А.А.Павлова, Е.И. Корзинова. / Черчение и графика. 8-9 класс.

    6. Художественное проектирование: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по специальности №2109 «Черчение, рисование и труд» /Б.В.Нешумов, Е.Д.Щедрин, Г.Б.Минервин и др.; под ред.Б В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. — М.: Просвещение, 1979.




    Сегодня сайт посетило — 336
    страниц просмотрено — 612
    просмотрено страниц за все время— 3010
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Сведения об образовательной организации Образование Образовательные программы Программы по внеурочной деятельность НОО Азбука графической грамотности