Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Сведения об образовательной организации Образование Образовательные программы Программы по внеурочной деятельность НОО Курс по санологии «Здоровый образ жизни»
Устал учиться

Первый раз в первый класс! Все, что нужно для школы

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей № 48»
г. Калуги
/Г.В. Зиновьева/

П Р О Г Р А М М А
курса для детей младшего школьного возраста
по санологии
«Здоровый образ жизни»
1-4 класс

Рассмотрена на МС МБОУ
«Лицей № 48» г. Калуги

Составитель: Евсеева Э.А.
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Калуга, 2016
Пояснительная записка



Программа основана на разработке В.П. Озерова, доктора психологических наук, заведующего кафедрой практической психологии Ставропольского государственного университете.
Программа по санологии отражает вполне самостоятельную завершенную систему знаний по здоровому образу жизни, достаточную для получения элементарного образования, которое после общеобразовательной школы (гимназии, лицея) может быть продолжено в других учебных заведениях.
Данная программа оригинальна, авторский подход к оздоровительной проблеме был осуществлен с учетом новизны разрабатываемого курса и непосредственной практической работы в школе-лицее с медицинским уклоном. Вместе с тем она согласуется со всеми смежными курсами по гигиене, психогигиене, здоровому образу жизни и физической культуре.
Изучение санологии по данной программе преследует следующие цели:
  • формирование у школьников общего представления о том, что такое санология;
  • поддержание желания школьников познать самих себя, свои физические и психологические возможности и способности;
  • овладение учащимися элементарными приемами личной гигиены, массажа, закаливания, аутотренинга и психологической саморегуляции, первой психологической и медицинской помощи;
  • приобретение школьниками навыков научной организации труда и отдыха.
  • В программу включены необходимые для учеников начальных, средних и старших классов ценные знания из различных областей психологии, физиологии, гигиены и физкультуры.
    Санология — это предмет естественно — научного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании занимают методы, свойственные наукам этого цикла, такие, как наблюдение и тестирование, осуществление простейших учебных экспериментов, экскурсии, походы и практические занятия по развитию отдельных качеств и специальных способностей.
    Особое внимание в ходе курса уделяется экскурсиям в природу, во время которых предметы и явления рассматриваются в естественной обстановке.
    Санология имеет большое воспитательное и развивающее значение. Она способствует формированию мировоззрения, развивает наблюдательность, логическое мышление и речь, любовь к природе, уважение к физическому и интеллектуальному труду. Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы организованы и сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления школьники сразу же могли проверить экспериментально, испытать, протестировать на практике, в том числе и на себе лично.
    Курс состоит из лекций, экспериментально-диагностических и практических занятий. На лекциях (теоретических уроках) предлагается в основном теоретический материал, который в учебном плане обозначен буквой «Б».
    Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психологических, физиологических явлений, предварительного знакомства с полезными для практики антропометрическими и психодиагностическими методиками. Практические занятия включают методы врачебного контроля, тестирование задатков и способностей, освоение элементарных навыков и методов самомассажа, разработки специализированных комплексов физических упражнений, аутотренинга и др. В таблице экспериментально-диагностические и практические занятия обозначены буквой «Э»
    Предлагаемый курс санологии рекомендуется ввести в начальных, средних и старших классах средней школы. Желательно, чтобы старшеклассники имели возможность факультативно расширять и углублять свои знания по санологии и здоровому образу жизни.
    Задачи санологии на разных ступенях обучения

  • Сообщить младшим школьникам сведения о сохранении и укреплении физического и психологического здоровья, об основах личной и общественной гигиены;
  • обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями о системе закаливания организма воздухом, солнцем и водой;
  • дать учащимся некоторые знания по организации режима труда и отдыха;
  • сформировать отдельные навыки личной гигиены по уходу за зубами, кожей, волосами и одеждой;
  • расширить запас знаний и практических умений школьников по общественной гигиене: экологии воды, земли, воздуха;
  • Сформировать гуманное отношение учащихся к своему здоровью и окружающей среде.


  • Занятия по данному курсу целесообразно проводить еженедельно в течение всех лет обучения в школе по одному уроку в неделю — всего 34 часа в год.

    Учебно-тематический план

    Название раздела, темы
    Количество часов по
    классам
    обучения
    Форма занятий
    1 класс
    2-4 класс
    1 2 3 4 5
    1 Введение в предмет 1 2
    1.1 Что такое личная гигиена человека 1 Б
    1.2 Предмет и задачи санологии и здорового образа жизни 1 Б
    1.3 Санология, гигиена в системе наук о здоровье человека 1 Б
    2 Что такое гигиена? Общественная гигиена 2 4
    2.1 Как стать организованным человеком? 2 Б.И.
    2.2 Общественная гигиена 2 Б.П.
    2.3 Общественная гигиена и охрана окружающей среды 2 Б.
    3 Личная гигиена 4 8
    3.1 Как всегда быть красивым и опрятным 2 Б.И.
    3.2 Поговорим о порядке в комнате 2 Б.И.
    3.3 Что такое личная гигиена? 2 Б
    3.4 Распорядок дня и биоритмы 2 Б
    3.5 Гигиена сна и отдыха 2 Б
    3.6 Гигиена тела, одежды и обуви 2 Б
    4 Питание. Рациональное питание. 1 1
    4.1 Что мы любим кушать? 1 Б
    4.2 Понятие о рациональном питании 1 Б
    5 Двигательная активность 8 9
    5.1 Двигательная активность и физическая культура как основы здорового образа жизни 2 1 Б.И.
    5.2 История физической культуры и здорового образа жизни 1 1 Б
    5.3 Различные виды игр и стремление человека к общению 1 Б
    5.4 Физические упражнения и здоровый образ жизни 1 1 Б.И.
    5.5 Физкультура в режиме дня 1 1 Э
    5.6 Почему ребенку нужно постоянно двигаться? 1 Б
    5.7 Развитие волевых и физических качеств 1 2 Э
    5.8 Самостоятельные занятия физическими упражнениями 2 Э
    5.9 Формы оздоровительной физической культуры 1 Д
    6 Врачебный контроль и самоконтроль 1 1 Э
    7 Тестирование способностей школьников 3 5
    7.1 Тесты и нормативы для определения интеллектуальных и психомоторных способностей 1 1 Э
    7.2 Определение физического состояния человека 1 2 Э
    7.3 Основы первой доврачебной помощи 1 2 Э
    8 Закаливание организма 1 Б
    9 Массаж и самомассаж 1 1 П
    10 Оздоровительное дыхание 1 1
    10.1 Системы оздоровительно дыхания 1 1 Б.Э
    11 Профилактика вредных привычек 2 2
    11.1 Нравится или не нравится нам шум? 1 Б
    11.2 Психогигиена и здоровый образ жизни 1 Б
    11.3 Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия 2 2
    12 Оздоровительные системы 3 1
    12.1 Гимнастика для тренировки глаз 1 П
    12.2 Гимнастика для профилактики плоскостопия 1 П
    12.3 Гимнастика для профилактики сколиоза 1 П
    13 Природа вокруг меня и я в ней 6
    13.1 Природа живая и неживая 2 Э
    13.2 Мое место в природном сообществе 2 Э
    13.3 Животный и растительный мир района Терепец 1 Э
    13.4 Животный и растительный мир Усадьбы Яновских 1 Э
    Итого часов: 34 34

    Краткое содержание курса

    Раздел 1. Введение в предмет
    Предмет и задачи санологии и здорового образа жизни. Санология, гигиена и физическая культура в системе наук о здоровье человека. Гуманитарные и естественно — научные основы здорового образа жизни. Взаимосвязь умственного, физического, эстетического и нравственного аспектов здорового образа жизни. Исторический анализ представления о здоровье человека.
    Раздел 2. Что такое гигиена? Общественная гигиена
    Гигиена — наука о здоровье. Цели и задачи гигиены. Санитария — практическое использование требований гигиены. Общественная гигиена и охрана окружающей среды. Гигиена и экология.
    Раздел З. Личная гигиена
    Распорядок дня и биоритмы. Психофизиологические основы работоспособности. Гигиена сна и отдыха. Гигиена тела, одежды, обуви. Анатомо-физиологические особенности юношей и девушек. Психогигиена.
    Раздел 4. Рациональное питание
    Экскурс в историю питания. Калорическая теория, сбалансированное питание. Информационный подход к оценке пищевых веществ, принцип раздельного питание, вегетарианцы и натуропаты, витамины, минеральные вещества и микроэлементы, вода, лекарства для здоровых. «Природа в белом халате», лекарственная ценность продуктов. Приготовление пищи. Спортивное и диетическое питание.
    Раздел 5. Двигательная активность
    Двигательная активность и физическая культура как основы здорового образа жизни. История физической культуры и здоровый образ жизни. Олимпийские игры и стремление человека к гармоничному развитию. Физкультура в режиме дня. Гипокинезия, гиподинамия. Развитие физических и волевых качеств. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Дозирование и планирование нагрузки. Формы оздоровительной физической культуры. Участие в организации оздоровительных мероприятий. Разработка комплекса утренней и специализированной производственной гимнастики. Профессиональная прикладная психофизическая подготовка.
    Раздел 6. Врачебный контроль и самоконтроль.
    Организация врачебного контроля. Формы врачебно го контроля в физической культуре. Медицинское об следование занимающихся физкультурой и спортом. Определение физического состояния. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Основы первой (доврачебной) помощи.
    Раздел 7. Тестирование способностей школьников
    Тесты и нормативы для определения интеллектуальных, физических и психомоторных способностей. Определение способностей и задатков. Основы психодиагностики способностей. Определение физического состояния человека. Развитие и формирование способностей у школьников.
    Раздел 8. Закаливание организма
    Значение закаливания. Средства закаливания, виды закаливания. Методические принципы закаливания. Физиологические основы закаливания. Закаливание холодом. Закаливание воздухом и водой. Закаливание солнечным излучением. Нормирование закаливающих процедур. Закаливание и профилактика респираторных заболеваний.
    Раздел 9. Массаж и самомассаж
    Современные представления о влиянии массажа. Виды массажа: спортивный, лечебный, косметический, гигиенический. Техника и методика массажа. Самомассаж. Точечный массаж. Биологически активные точки. Методика выполнения. Бесконтактный массаж. Методика Джуны.
    Раздел 10. Оздоровительное дыхание
    Система оздоровительного дыхания. Кислородная теория Холдинга. Дыхание по Бутейко. Парадоксальная система Стрельниковой. Дыхание по йоге.
    Раздел 11. Профилактика вредных привычек
    Профилактика шумовых привычек учащихся. Психогигиена и здоровый образ жизни.
    Раздел 12. Оздоровительные системы
    Раздел 13. Природа вокруг меня и я в ней
    Современные представления необходимости защиты природы. Охранные мероприятия природных ресурсов. Особенности микроклимата района Терепец. Заповедная территория "Усадьба Яновских" Воспитание любви и бережного отношения к природным уголкам родного края.


    Литература для учителя
    1. Агаджанян Н., Катков А. Резервы нашего организма. — М.: Знание, 1981.
    2. Алиев Х. Ключ к себе. — М., 1990.
    3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: ФИС, 1987.
    4. Брегг П. Чудо голодания. — М., 1989.
    5. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье — М.: ФИС, 1990.
    6. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986,
    7. Васичкин В.И. Справочник по массажу. — М.: Медицина, 1990.
    8. Воробьев Р.И. Питание и здоровье. — М.: Медицина, 1990.
    9. Давиташвили д. Слушаю свои руки. — М.: 1991.
    10. Дейнека К. движение. массаж, психофизическая тренировка. — М.: ФиС, 1993.
    11. Ибрагимова ВС. Точечный массаж. — М.: Медицина, 1984.
    12. Купер К. Новая аэробика. — М.: ФИС, 1975.
    13. Лихдеман Х. Аутотренинговая тренировка. — М.: ФИС, 1980.
    14. Николаев Ю.С., Николаев Е.И., Черкасов В.Г ,Голодание ради здоровья. — М.: Советская Россия, 1988.
    15. Новиков А.А., Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. — М.: ФИС, 1976.
    16. Озеров В.П. физическая культура и научно — технический прогресс. — Кишинев, 1967.
    17. Озеров В.П. формирование психомоторных способностей у школьников. — Кишинев: Лучина, 1989.
    18. Плынгэу В.Я., Эгеря С.К., Озеров ВП. и др. Программа по физической культуре для студентов высших учебных заведений. — Кишинев, 1991.
    19. Тартаковский М. уроки физической гармонии — М., 1983.
    20. Толкачев БС. Физкультурный заслон ОРЗ. — М.: ФИС, 1988.




    Сегодня сайт посетило — 333
    страниц просмотрено — 571
    просмотрено страниц за все время— 2969
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Сведения об образовательной организации Образование Образовательные программы Программы по внеурочной деятельность НОО Курс по санологии «Здоровый образ жизни»