Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Сведения об образовательной организации Образование Образовательные программы Программы по внеурочной деятельность НОО «Воспитание сказкой»
Устал учиться

Первый раз в первый класс! Все, что нужно для школы

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей № 48»
г. Калуги
/Г.В. Зиновьева/

П Р О Г Р А М М А
курса для детей младшего школьного возраста
«Воспитание сказкой»
1-2 класс

Рассмотрена на МС МБОУ
«Лицей № 48» г. Калуги

Составитель: Соловьева Н.А.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
отличник музейной работы
Калуга, 2017
Пояснительная записка



Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Данная инновационная культурно-образовательная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок с использованием на занятиях краеведческих материалов школьного музея «Теремок» с его выставками, экспозициями, интерьерами, старинными предметами быта и ремесла русского народа.
Цель программы:
формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа.
Задачи
  • Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки.
  • Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  • Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.

  • Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценизация и театрализация, музейные экскурсии, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, шитье, изготовление кукол, декораций, постановка спектаклей.
    Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках чтения, русского языка, основ православной культуры, при проведении классных часов, бесед с участием родителей, школьных праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, литературный аукцион, конкурс, спектакль.
    Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-8 лет (первые и вторые классы) в течение двух лет в объеме 34 часов в год (по одному часу в неделю).
    В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.

    Учебно-тематический план по курсу «Воспитание сказкой» 1-ый год обучения


    Темы
    Количество часов
    Всего
    Теория
    Практика
    1. Вводное занятие. Путешествие в сказку 2 1 1
    2. «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок» 8 2 6
    3. Выступление с кукольным спектаклем «Колобок» 6 2 4
    4. Родительская любовь и забота 4 2 2
    5. «Ты лети, лети, лепесток!» 6 2 4
    6. Любовь ко всему живому. Ответственность за тех, кого приручили 4 2 2
    7. Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки» 4 1 3
    8. Итого 34 12 22

    Содержание курса первого года обучения
    1. Вводное занятие. Путешествие в сказку.
      Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» Посещение спектакля кукольного театра. Особенности работы кукловода. Технология выкроек кукол. Практическая работа: изготовление кукол для сказки «Колобок», отработка техники движения куклы на руке.
    2. «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».
      Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок». Беседа-диалог: «Хвастовство и самонадеянность до добра не доведут». Распределение и пробы ролей в спектакле «Колобок». Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Практическая работа: отработка (тренинг) кукловождения.
    3. Выступление с кукольным спектаклем «Колобок».
      Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Генеральная репетиция. Практическая работа: показ спектакля дошкольникам детского сада «Лесная сказка» и учащимся начальных классов лицея № 48.
    4. Родительская любовь и забота.
      Экскурсия в школьный музей семьи «Теремок». Беседа-диалог: Что такое семья? Почему люди живут семьями? Что является главным для каждой семьи? О ком в семье заботятся больше всех? Практическая работа: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Солнышко, пригрей!» Выполнение творческих работ и поделок из природного материала и пластилина («Гнездо птиц», «Моя семья» и других)
    5. «Ты лети, лети, лепесток!»
      Выставка творческих работ и поделок. Их анализ. Знакомство со сказкой В. Катаева «Цветик-Семицветик». Выразительное чтение сказки. Просмотр мультфильма «Цветик-Семицветик» с последующим обсуждением. Практическая работа: написать мини-рассказ о том, на что бы ты использовал последний лепесток? Подобрать пословицы, поговорки о взаимовыручке, добром сердце, сострадании.
    6. Любовь ко всему живому. Ответственность за тех, кого приручили.
      Знакомство со сказкой В. Сухомлинского «Девочка и Ромашка» и с нанайской сказкой «Айога». Беседа-диалог: Чему учат эти сказки? Как я помогаю близким дома? Назови свои добрые дела и дела, за которые тебе было стыдно. Пофантазируем вместе: «Если бы Айога не превратилась в гусыню, что было бы…?» Практическая работа: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Желтухин» (по одноименному рассказу А. Н. Толстого) Выполнение рисунков, рассказов на тему «Мое представление о дружбе»
    7. Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки».
      Выставка детских творческих работ и поделок. Представление лучших работ. Награждение. Проведение конкурсов: «Из какой мы сказки?», «Подбери слова к сказке», «Продолжи, что произошло дальше?» Литературный аукцион «Кто больше назовет положительных героев русских сказок?» Инсценирование отрывков из любимых сказок, кукольный спектакль. Практическая работа: проверка знаний, умений, навыков обучающихся, оформление выставки, организация и проведение инсценировок сказок, выступление с кукольным спектаклем.


    Учебно-тематический план
    по курсу «Воспитание сказкой» 2-ой год обучения

    Темы
    Количество часов
    Всего
    Теория
    Практика
    1. Вводное занятие. Чему учит нас народная сказка? 4 1 3
    2. «С трудом и мороз не страшен». Трудолюбие, терпение, находчивость, милосердие. 4 2 2
    3. «Доброе слово — что ясный день» 6 2 4
    4. Волшебный цветок 4 2 2
    5. «Что за прелесть эти сказки!» 6 2 4
    6. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 2 2
    7. Генеральная репетиция. Спектакль 6 2 4
    8. Итого 34 13 21

    Содержание курса второго года обучения
    1. Вводное занятие. Чему учит нас народная сказка?
      Беседа-диалог: Может ли сказка быть живой? В сказке — живая душа народа. Сказка может любить и быть любима, она может наказывать и одухотворять, она учит добру и умению решать сложные жизненные вопросы. Посещение спектакля театра юного зрителя «Финист — ясный сокол» с последующим обсуждением. Практическая работа: подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни.
    2. «С трудом и мороз не страшен». Трудолюбие, терпение, находчивость, милосердие.
      Беседа-диалог по сказкам: «Теремок», «Жихарка», «Маша и медведь», «Мужик и медведь», «Царевна-лягушка», «Зимовье зверей», «Золушка», «Мороз Иванович», «Семь Симеонов — семь работников». Практическая работа: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Жихарка». Подобрать пословицы, поговорки, которые можно отнести у сказке «Жихарка».
    3. «Доброе слово — что ясный день».
      Беседа-диалог: Доброе слово — доброе дерево — добрый плод. Знакомство с русской сказкой «Морозко» и сказкой братьев Гримм «Госпожа Метелица». Игра в «Вежливое слово» (участники передают мячик друг другу, сказав при этом доброе, вежливое слово, не повторяясь). Практическая работа: выписать в рабочую тетрадь вежливые, добрые слова, которые встретились при чтении сказок; выбрать одно (любое) вежливое слово и рассказать историю его происхождения, придумать сказку с этим словом.
    4. Волшебный цветок.
      Знакомство с выставкой сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» разных годов издания. Портрет писателя. Выразительное чтение сказки по ролям. Инсценировка понравившихся отрывков. Практическая работа. Листки активности с заданиями: выписать в рабочую тетрадь добрые, красивые слова из сказки «Аленький цветочек» ; придумать и записать свое продолжение сказки, ответив на вопросы: если бы вместо младшей дочери к Чудищу отправились другие сестры, что было бы? Если бы Чудище превратилось в молодого человека, у которого не было бы богатства и дворца, что было бы?; нарисовать или сделать поделку аленького цветочка.
    5. «Что за прелесть эти сказки!» Выставка творческих работ и поделок. Их анализ. Путешествие по пушкинским сказкам. Знакомство с выставкой сказок А. С. Пушкина разных лет изданий с иллюстрациями разных художников. Просмотр и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке». Беседа-диалог о смирении и гордости, бескорыстии и жадности, послушании и своенравии. Твое понимание поговорок: «Чего нет, того и хочется», «Кто много желает, тот и мало видает». Практическая работа: прочитать любую из сказок А. С. Пушкина, выписать в рабочую тетрадь пушкинские термины, обозначающие чувства: отрицательные и положительные; написать письмо-совет одному из отрицательных героев сказки, после которого ему захотелось бы совершить добрый поступок.
    6. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
      Выразительное чтение по ролям сказки А. С. Пушкина. Беседа-диалог о гордости и кротости, высокомерии и смирении, грубости и вежливости, жадности и доброте. Чем напоминает нам царевна русскую крестьянскую девушку из сказки «Морозко»? почему ее образ вызывает у нас сочувствие? Экскурсия в школьный музей «Теремок», чьи интерьеры подходят под описание горницы в доме богатырей: «лавки, крытые ковром», «под святыми стол», печь с лежанкой и другое. Инсценировки отрывков сказки. Репетиции. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Практическая работа: отработка сценической речи, тренинг по взаимодействию действующих лиц сказки на сцене, изготовление костюмов, реквизита и декораций.
    7. Генеральная репетиция. Спектакль.
      Подготовка помещения для презентации спектакля. Установка декораций. Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Практическая работа: организация и проведение спектакля, выступление с ним перед учащимися младшего и среднего школьного возраста, участие в конкурсах и смотрах школьных самодеятельных коллективов.

    Литература к программе

    1. Атрихалова Е. В., Ксенофонтов И. В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. — Калуга, КГИМО, 2010
    2. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. — М., 2009
    3. Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979
    4. Ильин И. А. Духовный мир сказки. — М., 1982
    5. Народные русские сказки. — М., 1982
    6. Наш школьный кукольный театр. — М., 1978
    7. Пушкин А. С. Сказки. — М., 2002
    8. Русские народные сказки. — М., 1958
    9. Сказки русских писателей. — М., 1977
    10. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М.. 1989
    11. Тимофеева И. Н. Сто книг вашему ребенку: Беседы для родителей. — М., 1987
    12. Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». — М., 1995




    Сегодня сайт посетило — 16
    страниц просмотрено — 44
    просмотрено страниц за все время— 2223
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Сведения об образовательной организации Образование Образовательные программы Программы по внеурочной деятельность НОО «Воспитание сказкой»