Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей биологии Современные информационные технологии при наблюдениях

Разработки учителей биологии

Папоротник. Спорангии вайи, фото Евсеевой Элеоноры
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Глазова Елена Николаевна, учитель биологии
высшей квалификационной категории,
почетный работник общего образования
МБОУ «Лицей №48» г. Калуги


Тема урока: Использование современных информационных технологий при проведении наблюдений.



Задачи:
  1. Познакомить учащихся с историей изобретения простейшего микроскопа А. Левенгуком.
  2. На примере изучения микроскопических обитателей аквариума показать использование цифрового микроскопа и компьютера для проведения наблюдений за объектами живой природы.
  3. Сравнить возможности изучения природы в 18 и 21 веке.
  4. Формировать навыки исследовательской работы.

Оборудование:
ручная лупа, цифровой микроскоп, компьютер, микропрепараты.
Презентация к уроку
План урока:
  1. Актуализация знаний.
    Беседа.

    Назовите главные методы, с помощью которых можно изучать природу? Какой метод изучения природы называют наблюдением? Расскажите, какие знания вы получили, используя метод наблюдения на экскурсии в природу (заповедная усадьба Яновских)?
    Демонстрация фото (слайды №1-4)
    Учащиеся рассказывают о сезонных явлениях в жизни природы, внешнем виде деревьев, травянистом покрове, грибах.
  2. Постановка проблемы. В кабинете биологии есть аквариум, который является маленькой моделью реки. Что вы можете рассказать о его обитателях, используя орган чувств — зрение? (слайд №5).
    Учащиеся описывают водные растения и моллюсков. С 1632 по 1723 год жил в Голландии Антонии Ван Левенгук (слайд №6).
    Он был искусным шлифовальщиком увеличительных стекол и изготовил лупу, дающую по тем временам большое увеличение — свыше 200 раз. Однажды он набрал в тонкую стеклянную трубочку несколько капель постоявшей в бочке воды. То, что он увидел под самодельным микроскопом, вызвало у него восторг и удивление: в воде беспорядочно суетились не видимые невооруженным взглядом неведомые живые существа. Левенгук назвал их «анималькули», что значило «ничтожнейшие зверюшки» (слайд №7)
    .
    С течением времени микроскопические существа были обнаружены не только в воде, но и в почве, а также в организме растений и животных. История науки показывает, что после открытия простейших прошло около двухсот лет, прежде чем люди научились рассматривать их правильно. Для того чтобы правильно понять строение простейшего, кроме микроскопа нужны еще знания. В настоящее время микроскоп стал обычным инструментом научных исследований. Сегодня на уроке у нас на вооружении цифровой микроскоп и компьютер, попробуем заглянуть в капельку воды из школьного аквариума?
  3. Практическая работа Изучение простейших растений с помощью цифрового микроскопа и компьютера.
    – Знакомство с микроскопом (слайд №8), карточки №1.
    – Изготовление микропрепарата, карточки №2.
    – Рассматривание объекта на экране компьютера.
    – Фотографирование объекта — одноклеточные водоросли клостериум (слайд №9).
    – Выполнение рисунков в тетради.
  4. Беседа.
    Какие приборы и инструменты мы использовали на уроке для изучения природы?
    Какие знания вы приобрели с помощью этих приборов и инструментов?
    Каким образом Антонии Ван Левенгук открыл неизвестный человечеству мир микроскопически малых организмов?
    После открытия простейших прошло свыше двухсот лет, прежде чем люди научились рассматривать их правильно. Сравните возможности ученых 18 века и учащихся 21 века.
  5. Вывод.
    В наше время микроскоп стал обычным инструментом научных исследований. Современные микроскопы могут увеличивать объекты в миллионы раз, фотографировать их, снимать на видео. Для того чтобы правильно понять строение простейшего организма, кроме микроскопа, необходимы еще и знания.


Карточка№1
Практическая работа. Изучение простейших растений с помощью цифрового микроскопа и компьютера. Устройство микроскопа.
  1. Штатив.
  2. Предметный столик.
  3. Объективы.
  4. Окуляр.
  5. Винты.
  6. Зеркало.


Карточка№2
Приготовление и рассматривание капельки воды из аквариума под микроскопом.
  1. Приготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
  2. Нанесите на предметное стекло 2-3 капли воды из аквариума.
  3. Накройте воду покровным стеклом.
  4. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Сфотографируйте объект.
  5. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о наблюдениях воды в аквариуме невооруженным глазом и с помощью микроскопа.

Карточки для распечатки в формате .doc



Сегодня сайт посетило — 345
страниц просмотрено — 432
просмотрено страниц за все время— 98692
Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей биологии Современные информационные технологии при наблюдениях