Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других
сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
«Стресс и его влияние на здоровье человека»
Подготовлен материал учителем ОБЖ
высшей квалификационной категории
Лукиным Л.И.
Цель и задачи:
Углубить общие знания учащихся по характерным психологическим особенностям подросткового периода; подробно
познакомиться с условиями адаптации организма и стресса, болезнями истощения. Помощь учащимся преодолевать
характерную в подростковом возрасте чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, как в трудных,
опасных ситуациях избегать стрессов.
Вопросы темы:
- Адаптация.
- Стресс.
- Аутогенная тренировка.
- Виды паники.
- Приёмы самовоспитания воли.
Адаптация.
В современной жизни человек периодически оказывается в сложных ситуациях, связанных с преодолением различных трудностей
(на работе, в быту, отдыхе и т.д.), с изменениями в окружающей среде, необходимостью выполнять тяжёлую физическую работу,
испытывать голод, находиться в непрерывных условиях разряженного воздуха и т.д.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности необходимо сохранение постоянства внутренней среды организма. Однако
человек иногда сталкивается с такими возмущающими воздействиями, которые выводят его из равновесия (различные
психические травмы, изнурительная работа, экстремальные и чрезвычайные ситуации, связанные с авариями, катастрофами
на работе, дорогах, в быту, при возникновении опасных природных явлений и др.). Большинство людей, оказавшись в
опасных ситуациях, не погибает, а приобретает ту или иную степень устойчивости к этим обстоятельствам. Это означает,
что организм этих людей, обладает механизмами, обеспечивающими адаптацию (приспособление), т. е. возможность выживать
в тяжёлых условиях. Каждый человек должен иметь представление о них и тех путях, которые способствуют улучшению
адаптации, сохранению здоровья.
Адаптация это процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды (обще природным, производственным
и социальным), который поддерживает относительное постоянство его внутренней среды (температуру, содержание кислорода,
сахара в крови и др.), обеспечивает работоспособность, противостояние неблагоприятным воздействиям. Эти процессы
возникают и развиваются в организме человека при выраженных изменениях окружающей среды, нередко в неадекватных, т.е.
непривычных, необычных условиях. К одним факторам среды человек адаптируется полностью, к другим частично. Это
состояние зависит от пола, возраста, типа нервной системы, состояния здоровья, физической подготовленности,
эмоциональной устойчивости.
Решающую роль в адаптации играет тренировка. Приобретая устойчивость к различным воздействиям, организм получает
возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, и решать задачи, прежде не разрешаемые. (Тренировка
«пребывание в противогазе»). Опытные альпинисты могут существовать определённое время на большой высоте, в то
время как неадаптированные к недостатку кислорода, в таких условиях погибают. Полная адаптация обеспечивает сохранение
широкого диапазона поведенческих реакций, а неполная лишь сохранение жизни.
В развитии большинства адаптационных реакций прослеживаются два этапа:
а) начальный срочная, но незавершённая адаптация;
б) последующий совершенная, «;долговременная»;. Типичными проявлениями срочной адаптации, обеспеченными
уже готовыми физиологическими механизмами, могут быть бегство животного в ответ
на причиняемую боль, увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение
теплоотдачи в ответ на тепло, увеличение функций дыхания и кровообращения в
ответ на недостаток кислорода и другие. У нетренированного организма
деятельность систем организма протекает на пределе физиологических возможностей
при почти полной мобилизации функционального резерва и далеко не в полной мере
обеспечивает адаптационный эффект. При максимальной деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые лимитируют интенсивность работы,
двигательная реакция не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно
длительной. Адаптация реализуется «;с места»;, но оказывается
несовершенной. Долговременный её этап возникает постепенно, в результате
длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды
(физические нагрузки, подъём в горы, устойчивость к холоду, действию ядов и т. д.).
Адаптация развивается в процессе обучения на основе памяти мозга и связана с
возникновением новых устойчивых рефлексов и их реализация в виде соответствующих
поведенческих реакций. Долговременная адаптация ; многократная реализация
срочной адаптации.
В процессе её формирования увеличивается мощность адаптационных систем до уровня, диктуемого средой.
Стресс.
Важным компонентом адаптационной реакции организма является общий адаптационный синдром (стресс-синдром), открытый
Гансом Селье (1936 г.), в последствие ставшим директором международного Института стресса в Канаде. Он представляет
собой сумму неспецифических реакций организма, обеспечивающих активизацию ряда образований организма, ответственных за
работу и поступление в кровь и ткани адаптационных гормонов, стимулирующих механизмы, обеспечивающие поддержание
равновесия организма с окружающей средой, его оптимальную деятельность в сложных и трудных условиях жизни. Эти реакции
способны повышать не только сопротивляемость организма, т.е. устойчивость к воздействию какого либо конкретного
фактора среды (стрессора), но и к другим её факторам.
Например, повышается устойчивость организма к воздействию низкой температуры окружающего воздуха и одновременно к
токсическим веществам, радиации, действию болезнетворных микробов и т.д.
Стресс-синдром единая неспецифическая реакция на повреждения любого рода, включает в себя ряд стереотипных
симптомов, т.е. отдельных признаков, которые закономерно выявляются при разнообразных воздействиях на организм.
Задача этой реакции справиться с возросшими требованиями к организму, попытка восстановить нарушенное равновесие
в деятельности, как отдельных систем, так и организма в целом. Реакция человека на продолжительное и непривычное
суровое испытание плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи протекает по шаблону: сначала
он ощущает трудность, затем втягивается и, потом чувствует, что больше вынести не в состоянии. Эта трёхфазная реакция
общий закон для живых существ, столкнувшихся с изнуряющей задачей. Соответственно, стресс синдром протекает в
последовательно развивающихся трёх стадиях.
Три стадии общего адаптационного синдрома (стресса):
1) реакция тревоги;
2) стадия сопротивления (резистентности);
3) стадия истощения.
1. Реакция тревоги (мобилизации).
Вначале преобладают явления декомпенсации, нарушения функций: снижается температура тела, отмечается депрессия
центральной нервной системы, уменьшается содержание сахара в крови и другие. Если стрессор сильный (тяжёлые ожоги,
высокая температура), может наступить смерть. Если этого не произошло, то начинается приспособительная деятельность
активный поиск организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды, развёртывается активность
механизма общей адаптации, что ведёт к восстановлению нарушенного равновесия. Нарастает выделение в кровь адаптивных
гормонов, что приводит ко второй стадии.
2. Стадия сопротивления (резистентности).
Признаки реакции тревоги практически исчезают, регистрируется относительно устойчивое приспособление. Уровень
сопротивления поднимается значительно выше обычного. Это связано в первую очередь с поступлением в кровь большого
количества адаптивных гормонов, которые обеспечивают ускоренное образование ферментов и различных структурных белков.
Увеличивается содержание сахара в крови, повышается мышечная сила и работоспособность, нормализуется обмен веществ.
Всё это приводит к мобилизации энергетических и «строительных» ресурсов организма, повышается адаптационная энергия,
возрастает сопротивляемость многим агентам (стрессорам).
Вторая стадия обеспечивает переход срочной адаптации в устойчивую адаптацию (долговременную), происходит
совершенствование клеточных структур. Устойчивая адаптация устраняет нарушение равновесия в организме и, как
следствие, исчезает ставшая излишней стресс « реакция. Если же действие стрессора, к которому организм приспособился,
продолжается, то постепенно истощаются запасы адаптивной энергии, и вторая стадия переходит в третью.
3. Стадия истощения.
В это время вновь проявляются реакции тревоги, но теперь они необратимы, и человек погибает. Создание учения о стрессе
сопровождалось всё большим признанием ведущей роли центральной нервной системы в его развитии. Учитывая особую роль
эмоциональной сферы человека и её влияние на обменные процессы в организме, а также значение психологических факторов,
значительное распространение получил термин «эмоциональный стресс». Он часто встречается в жизни человека и оказывает
на него значительное влияние. Эмоциональные стрессоры имеют информационную природу: чувство тревоги, эмоциональные
расстройства, переживание угрозы безопасности, неудачи, когда человек сталкивается с реальными трудными ситуациями
либо считает их психологически трудными, неразрешимыми. У него учащается пульс, повышается потливость, артериальное
давление, усиливается раздражительность, иногда пропадает сон, отмечается повышение двигательной активности, снижается
способность сосредоточиться. Состояние напряжения возникает только тогда, когда перед человеком встаёт трудная задача,
а средство для достижения цели оказывается недостаточно. Чтобы справиться с этим состоянием, нужны такие средства,
как опыт, навыки, знания (информация), энергия, необходимая для активных действий ради достижения цели и, конечно,
время. Стрессовая ситуация может возникнуть, когда человек вынужденно оказывается в одиночестве, получает травму,
теряет ориентацию и другие. Тогда возникает «эмоциональный стресс» и организм мобилизует резервы.
Состояния напряжения и есть форма мобилизации резервов организма, освобождённая реакция, направленная
на то, чтобы решить возникшую нелёгкую задачу. И вовсе нередки случаи, когда у человека в экстремальных
ситуациях удесятеряются силы, и он совершает то, на что в обычных условиях не способен
Если человек воспитывался в «тепличных» условиях, ему не приходилось вступать в борьбу, а он лишь
информирован как себя вести в экстремальных ситуациях, то вместо борьбы, и активной деятельности по
преодолению возникших ситуаций у него возникает непреодолимый страх, паника, появляется оборонительная реакция,
обездвиживание и стадия тревоги быстро перерастает в стадию истощения. Известно немало случаев гибели людей,
например при кораблекрушении, когда находили плот с мёртвыми людьми, у которых был не использован запас еды и воды.
Это говорит о том, что в трудной обстановке человек должен уметь регулировать своё эмоциональное состояние, не
допускать чрезмерную стрессовую реакцию. Это возможно, если он имеет достаточную информацию о способах выживания в
трудных условиях и владеет навыками психической само-регуляции (аутогенной тренировки и другие навыки поведения
в экстремальных ситуациях).
Дать точное определение стресса, по мнению Г. Селье, очень трудно, хотя оно вошло в обыденную речь. Он уточняет,
что «стресс это не обязательно болезнь» и выделяет два его типа эустресс («хороший»,
тренирующий, адекватный, оптимальный), вызванный здоровыми положительными эмоциями и дистресс («плохой»,
повреждающий) напряжение, вызванное неприятными отрицательными переживаниям (связанными с горем, несчастьем).
Г. Селье считает, что стресса не следует избегать, полная свобода от него означает смерть. Стресс это аромат и вкус
к жизни. Поскольку он связан с любой действительностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна
жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок. Чтобы насладиться отдыхом, надо сначала почувствовать усталость, лучшим же
поваром всегда был голод.
Как избежать дистресса? Отказаться от решения трудных задач, которые нередко порождают отрицательные эмоции, и ждать
только радостей жизни? Конечно, нет. В борьбе, а преодоления трудностей достигается желанный результат, решение
проблемы вызывает положительную эмоцию и глубокое удовлетворение. Для того чтобы стресс не перешёл в болезненное
состояние, необходимо интеллектуальное обучение и физическая тренировка (добровольная или вынужденная), которая
повышает сопротивляемость организма.
Чрезмерная стрессовая реакция при эмоциональном стрессе оказывает отрицательное влияние на здоровье человека. Для того
чтобы её снять или уменьшить, используют различные приёмы. Хороший эффект оказывают на человека физическая нагрузка
и занятия спортом, (в Японии, например, на некоторых фирмах, существуют комнаты психологической разгрузки, там
стоят резиновые копии руководителей фирм, и каждый сотрудник в свободное время может высказать им всё, что он думает
о руководителе). И не только высказать, но и физически выразить своё неудовольствие.
4. Аутогенная тренировка.
Каждый человек должен владеть основами психической саморегуляции и непроизвольных функций организма, чтобы избежать
чрезмерной отрицательной эмоции, приводящей к дисстресу. Необходимо уметь в нужный момент снять сильное напряжение,
преодолеть страх, неуверенность. Большие возможности в этом открывает так называемая аутогенная тренировка, получившая
широкое распространение во всём цивилизованном мире.
Это активный механизм психотерапии, псих профилактики и психогигиены, призванный поддерживать психическое здоровье.
Создателем данного метода является Г. Шульц. Ему и принадлежит и сам термин. Это синтетический метод, объединяющий
в себе ряд эмпирических и научно-обоснованных открытий, сделанных в самых различных областях психотерапии, науки,
которая с помощью слова воздействует на психику человека, а через неё на весь организм с целью устранения болезненных
симптомов, изменения отношения к себе. У аутогенной тренировки три источника. Система йогов, учение о гипнозе, методика
самовнушения Кую. Основными элементами йоги, вошедшими в современную систему, являются упражнения, направленные на
овладение регуляцией мышечного тонуса, тренировка волевых процессов и дыхательная гимнастика.
Применяя гипноз с лечебными целями, Г. Шульц обратил внимание, что в тех случаях, когда пациенты непроизвольно
мысленно повторяли формулы внушений, произносимые врачом, эффективность гипнотерапии оказывалось более высокой и
выздоровление наступало быстрее. Это побудило учёного к созданию достаточно простых и легко запоминаемых фраз,
предназначенных для самостоятельного использования больными в психотерапевтических целях. Позднее они были названы
формулами самовнушения. Изучая самоотчёты людей, занимающих гимнастикой йогов, он обратил внимание, что у них
возникало ощущение тяжести в мышцах и во всём теле при расслаблении мышц, а самовнушение чувства тепла вызывало
состояние лёгкой дремоты, напоминающее начальные стадии гипноза. В дальнейшем оказалось, что только внушением этих
двух ощущений тяжести и тепла можно погрузить человека в гипнотическое состояние, не прибегая к обычным в таких
случаях внушениям сонливости. Ярко представляя себе эти ощущения, испытуемые могли погружаться в гипнотическое
состояние самостоятельно. Когда врач применяет гипноз, у пациента повышается внушаемость, и его роль при этом пассивна.
С этой точки зрения для здоровья человека самогипноз предпочтительнее.
При аутогенной тренировки применяется 6 стандартных упражнений: вызывание ощущения тяжести в теле и ощущения тепла;
регуляция ритма сердца; регуляция дыхания; влияние на органы брюшной полости; влияние на сосуды головы. Эти упражнения
реализуются путём мысленного повторения соответствующих формул самовнушения, предложенным врачом-психотерапевтом и
озвученных обучающимся (например, «моя правая рука тяжёлая», «моя правая рука тёплая» и т.д.). Во время занятия,
обучаемый человек вызывает у себя яркие, образные представления о сказанном, овладевает релаксацией (саморасслаблением)
способностью достаточно быстро расслабить мышцы и прийти в состояние лёгкой сонливости.
Создание глубокого внутреннего успокоения и расслабления опорно-двигательного аппарата, всего организма в целом
достигается во всех случаях, если последовательно осуществляется взаимно влияющие друг на друга действия: расслабленная
поза; закрытые глаза; неторопливый, размеренный ритм дыхания; мысленные распоряжения, ориентированные на успокоение;
расслабление и отдых. С помощью аутогенной тренировки можно укрепить эмоционально-волевую сферу.
Формулы упражнений, направленные на общее укрепление эмоционально-волевой сферы:
Я всё лучше владею собой…
Я владею своими мыслями…
Я владею своими чувствами…
Я всегда внимателен…
Я постоянно собран…
Я всегда уверен в себе…
Я всегда уравновешен…
Я владею собой...
В процессе занятий даётся установка на победу, на решение поставленных задач.
Эта тренировка применяется в спортивной практике в виде системы эмоционально-волевой подготовки как метод стимуляции
способностей и творчества, а также у лиц с повышенным эмоциональным напряжением. Имеется значительный опыт её применения
для улучшения функции памяти, внимания, мышления. Она способствует повышению обучаемости, лучшему восприятию информации,
требующей запоминания.
С целью профилактики, чрезмерного нервно эмоционального напряжения и предотвращения заболевания неврозом, для
определённой категории лиц, целесообразно развивать качества психологической защиты.
Формулы необходимые при совершенствовании качеств, психологической защиты:
Устойчивое внимание это качество сильного человека…
Я сильный и уверенный…
Возможные неудачи переношу спокойно…
Я не могу быть правым всегда…
Во всех неудачах виню себя, во всех удачах объясняю обстоятельствами…
На замечания реагирую внутренне спокойно и доброжелательно…
Взгляды окружающих приятны мне…
Я могу управлять своим настроением, мои реакции управляемы…
Я с удовольствием делаю добро другим…
Я хозяин своей судьбы...
При неприятностях становлюсь особенно волевым и сильным, уверенным в себе…
В библиотеках имеется многочисленная литература, с помощью которой можно овладеть основами аутогенной тренировки, однако
сделать это не просто, так же как стать мастером спорта без тренера. Целесообразно пройти специальные курсы под
руководством специалиста, лучше всего врача-психотерапевта, с обязательным выполнением домашних заданий. Если такой
возможности не представляется, то вполне возможно освоить отдельные элементы, которые окажут несомненную роль в
повседневной жизни и в экстремальных условиях.
Таким образом, аутогенная тренировка мощное средство нейтрализации отрицательных последствий, обострённых
отрицательных реакций и адаптации к современному темпу жизни.
Следует развивать и применять на практике навыки, основанные на самовнушении, медитацию, аутотренинг, нервно
мышечное расслабление, самогипноз.
Метод самовнушения основан на единстве и взаимодействии слова чувства. Слово исходит от самого человека и адресуется
его эмоциональной сфере, после чего активизируется воображение и осуществляется волевое воздействие.
В тяжёлой обстановке у психологически неподготовленных людей может возникнуть страх эффектное психологическое
состояние, которое вызывается чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями. Это состояние может
нарушить психическую устойчивость человека, вызвать отрицательные проявления (безучастность, обездвиживание, временная
потеря привычных навыков привычек), ослабить его способность принимать правильные решения. По степени интенсивности и
глубине переживания страх возрастает от беспокойства, волнения, тревоги и испуга к боязни и ужасу. Состояние страха
у человека, как правило, проявляется в астатической форме и стенической форме. В первом случае под влиянием опасности
человек цепенеет и оказывается неспособным к движениям и действиям: стеническая реакция характеризуется, напротив,
резким двигательным возбуждением, суетливостью, стремлением уйти от угрозы для жизни, без способности учитывать
особенности ситуации. Состояние ужаса дезориентирует личность, вызывает в ней глубокое потрясение.
Одной глубоких патологических форм страха является психологический шок временная утрата всякой способности
психологической деятельности у людей, не подготовленных в психологическом отношении к жизненным ситуациям.
Он может вызвать панику (групповое состояние) подавляющий эффект, развивающийся внезапно при неожиданном впечатлении
угрожающего характера и быстро распространяющийся путём психологического влияния на множество лиц. Паника охватывает,
подобно эпидемии, почти внезапно целую массу лиц, заражает их чувства неминуемой опасности.
Выделяются следующие два вида паники:
1) «развивающаяся» при внезапном возникновении угрожающей обстановки, в отсутствии периода ожидания опасности
(например, взрыв);
2) «возникающая» в обстановке длительного ожидания опасности, нарастании тревоги и групповой напряжённости,
которые способствуют истощению нервной энергии людей, и они начинают на обычные раздражители реагировать панически.
Возникновению такой паники способствуют: отрицательные слухи и недостаток информации; незанятость людей; отсутствие
ответственности, за какой либо участок работы; разрушения, вид обезображенных людей и т.д. В возникновении панических
настроений определённую роль играет время суток (чаще возникает вечером и ночью, когда ухудшается зрительная ориентация
и человек испытывает утомление).
Панику, как страх, легче предупредить, чем остановить. Основным условием предупреждения является моральная,
волевая и психологическая подготовка людей, в ходе которой у них формируются устойчивые нравственные чувства,
идейные мотивы, волевые качества. Способствует этому также возмещение недостатка опыта проведением специальных
психологических тренировок.
Основными путями подавления и пресечения страха и паники служат:
1) твёрдое и решительное управление деятельностью людей со стороны старших, имеющих жизненный опыт, руководителей
коллективов;
2) умение выявлять паникёров и изолировать очаги паники;
3) способность восстанавливать организационную структуру и подчинённость коллективов;
4) чёткость команд, распоряжений и жестов.
Только волевой человек может преодолевать стрессовое состояние и принимать правильное решение. Но волю в себе надо
воспитывать.
Приёмы самовоспитания воли.
Приёмы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но они включают соблюдение следующих условий:
- Начинать воспитание воли следует с систематического приобретения привычки преодолевать сначала сравнительно
незначительные трудности, а со временем и значительные. Необходимо каждое препятствие рассматривать как «не
взятую крепость» и делать всё возможное, чтобы взять «эту крепость». Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно
приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершать подвиги в
боевой и трудовой деятельности.
- Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определённых целей. Чем значительнее цель, чем выше
уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Это имеет большое значение в воспитании
общественных потребностей, сознательности и чувства долга.
- Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда оно принимается, но исполнение снова и снова откладывается,
воля человека дезорганизуется, размагничивается. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность,
так и выполнимость. Поэтому всё надо всесторонне обдумать, а затем выполнять.
- В том случае, если человек поставил перед собой цель, имеющую далёкую перспективу, весьма важно видеть этапы её
достижения, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения
конечной цели.
К числу важнейших условий формирования воли относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка жизни человека.
Наблюдение за слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовывать не свою работу, не свой отдых.
Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек хозяин своего времени.
Одним из существенных условий закалки воли являются систематические занятия спортом, которые служат подлинной тренировкой
не только мышц человека, но и его воли.
Не следует забывать, что успех деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от
наличия соответствующих навыков, как условий реального выполнения намеченного. Недостаточно только искренне желать чего-то,
нужно уметь это делать. Таким образом, формирования волевых навыков, и прежде всего трудовых, выступает, как одно из
важнейших условий достижения поставленных целей.
Наконец, следует указать, что развитие волевых качеств у человека происходит при постоянном общении человека с другими
людьми, в совместной деятельности с ними. Вне общения, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.