Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов по новым образовательным стандартам «Слово — имя собственное»

Разработки учителей начального образования по новым образовательным стандартам

Сказочный персонаж
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

Урок по русскому языку «Слово — имя собственное» в 1 классе, новые образовательные стандарты



Урок разработан учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Любутова Е.А.

Фотографии с открытого урока можно посмотреть здесь

Тема урока: «Слово — имя собственное»
Цель урока: формирование обобщённого понятия «имена собственное».
Задачи:
Образовательные:
  • Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных.
  • Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.
  • Учить правильно записывать имена собственные, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.
  • Обогащать активный словарь учащихся.

  • Развивающие:
  • Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений.
  • Формирование логических УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

  • Воспитательные:
  • Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.

  • Планируемые результаты:
  • Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
  • Метапредметные: ученик, умеющий организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации по алгоритму, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.

  • Оборудование.
  • У учителя: учебник «Русский язык. 1 класс» авт. Л.М..Зеленина, Т.Е. Хохлова, карточки на доску с изображениями учеников, карточки со словарными словами, однокоренными словами, карточки с деформированным предложением, модель конверта, подвижная схема на доску.
  • У учащихся: учебник, тетрадь, карточки с деформированным предложением, карточки с текстом, конверт, смайлы трёх цветов для оценки учебных достижений, карточки с изображением солнышка (трёх видов) для оценки настроения.

  • Ход урока.
    1. Самоопределение к деятельности.
      Цель: организовать внимание учащихся, обеспечить положительный настрой на урок. На улице весна. Солнышко с каждым днём светит всё ярче. Вот-вот зажурчат весёлые ручейки, прилетят из тёплых стран птицы. Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему. Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям. И я вам дарю своё солнышко. Занимайте свои места. У нас урок русского языка. Мы будем учиться красиво и грамотно писать.
    2. Актуализация знаний.
      Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, опираясь на старые знания.
      — Пальчиковая гимнастика.
      — Чистописание.
      На доске записаны заглавные буквы Л и М. Прочитайте буквы, дайте характеристику этим буквам и звукам, которые они обозначают. Рассмотрите эти буквы. Какие элементы повторяются при написании этих букв? Вспомните алгоритмы написания этих букв. (К доске выходят по очереди 2 ученика, проговаривают алгоритм написания букв, класс записывает буквы). Сегодня у нас на уроке будут гости. Это две первоклассницы — Лена и Маша. (На доску помещаются таблицы с изображениями девочек, под ними- карточки с их именами). Давайте поздороваемся с девочками- напишем в тетрадях их имена. (пишут в тетрадях имена девочек)
    3. Постановка темы урока.
      Цель: учить формулировать тему урока, соотносить мотив деятельности с целью. Почему мы записали слова Лена и Маша с большой буквы? Вспомните, какие ещё слова пишутся с большой буквы? Как называются все эти слова? Кто догадался, какова тема нашего урока? (имя собственное) Лена и Маша вместе со своим классом уже изучили эту тему и сегодня помогут нам разобраться, какие слова относятся к именам собственным, как их правильно употреблять и записывать. Девочки даже написали небольшое стихотворение об употреблении имён собственных. Я вам его прочитаю, а вы внимательно послушайте и попробуйте запомнить, о каких правилах употребления заглавной буквы говорится в этом стихотворении?

      Обычная буква выросла вдруг.
      Выросла выше букв-подруг.
      Смотрят с почтеньем на букву подруги.
      Но почему? За какие заслуги?
      Буква расти не сама захотела,
      Букве поручено важное дело.

      Ставится буква у строчки в начале.
      Чтобы начало все замечали.
      Имя, фамилия пишутся с нею,
      Чтобы заметней им быть и виднее.
      Чтобы звучали громко и гордо
      Улицы имя, название города!
    4. О каких случаях употребления заглавной буквы говорится в этом стихотворении? Какие ещё случаи вы знаете? (по мере ответов детей появляется таблица на доске, к ней обращаемся весь урок)

      Заглавная буква
      Начало предложения
      Имя собственное
      Имена, фамилии, отчества людей
      Клички животных
      Названия городов, сёл, деревень, улиц, стран, планет
      Названия водоёмов

      — определение границ знания и незнания. Какие случаи употребления заглавной буквы в словах мы уже рассматривали? С какими случаями мы ещё не работали? Давайте попробуем уточнить тему урока. (употребление заглавной буквы в названиях городов….). В таблице ставится восклицательный знак напротив неизученных случаев.
    5. Работа по теме урока.
      — проговаривание в устной речи. Возьмите в руки карточки розового цвета. На них письмо от Лены. Прочитайте его. На дите и подчеркните в этом тексте имена собственные.

      Летом я гостила у брата Сидорова Кости в городе Кирове. Мы вместе ездили в деревню Горки к бабушке Клавдии Петровне. Я купалась в реке Быстрянке, играла со щенком Хвостиком и пасла корову Ночку.

      Какие слова вы подчеркнули и почему?
      Как называются одним словом все слова, которые вы почеркнули?
      С какими из этих имён собственных мы ещё не работали? (перечисляют имена собственные и называют их значение).
      — физминутка.
      — Словарная работа.
      Лена ездила в гости в город Киров и деревню Горки. А в каких городах были вы? А кто знает, как называется наша страна? (Россия) Найдите это слово в словаре (с. 141 учебника).Прочитайте это слово шёпотом. Произнесите по слогам. Назовите ударный слог. Назовите орфограммы. ( На доске отмечается орфограмма и ставится ударение, и слово записывается в словарик).
      — работа в парах.
      Маша приготовила вам задание, но слова рассыпались. Восстановите предложение. (Мы живём в России.) Выслушиваются несколько вариантов ответов. Проверка по эталону. Оценка своей работы при помощи цветных смайлов. Почему слово «Мы» должно стоять первым в предложении? (Потому что оно записано с большой буквы. Но оно не является именем собственным).
      Назовите самый главный город нашего государства? (Москва)
      Орфографическая работа проводится аналогично первому слову.
      Как называют девочку, которая живёт в Москве? (москвичка). Д ****, скажи, как называется улица, на которой находится твой дом? (Московская)
      Все слова записываются в тетрадь.
      Прочитайте эти слова очень внимательно. Подумайте, что их объединяет. Как называются такие слова? Назовите корень. Как пишется корень во всех этих словах?(одинаково)
      Перечитайте все слова, записанные на доске, ещё раз. Какие из них пишутся с большой буквы? Почему?
      Продолжите мою мысль: «Названия городов, улиц, сёл, деревень, рек, стран…, называются…………(именами собственными)»
      Молодцы, вы очень внимательно слушали, добросовестно работали и самостоятельно пришли к очень важному выводу. Его нужно запомнить. Давайте найдём его в учебнике.
      (с.58) Прочитайте его. Мы были правы? Какие ещё слова относятся к именам собственным?
    6. Закрепление.
      Цель: закрепить полученный способ действия, показать практическую значимость материала.
      Маша и Лена не только хорошо выполняют задания учителя, но и сами придумывают сложные задания. Такое задание они приготовили и для нас. Лена и Маша носят фамилии Петрова и Иванова. Лена не Иванова. Определите фамилии девочек. (Лена Петрова, Маша Иванова)
      Молодцы, вы сегодня весь урок выполняли задания девочек. Поднимите руку, кто хотел бы написать письмо первоклассницам? А как письмо найдёт адресата? (нужно указать адрес и фамилию на конверте) Возьмите в руки почтовый конверт. (на доску вывешивается модель конверта, все записи на нём будут вестись совместно с учениками)
      Мы приготовимся сегодня к написанию письма Лене. На строке «кому» пишем — Петровой Лене. Как будем писать фамилию и имя? Почему?
      Лена живёт в нашем городе. Как он называется? (Калуга)
      С какой буквы пишем слово Калуга? Почему?
      Улица, на которой находится дом Лены, носит имя первого космонавта. Как называется улица? Как запишем это слово? Почему? (пишем — ул. Гагарина) Лена и её семья живут в большом просторном доме. Номер дома такой же, как у нашего Лицея. (д.48) Кто прочитает адрес, по которому отправится наше письмо? Поднимите руку, кто хотел бы, чтобы Лена ему ответила? А что нужно для этого выполнить? (написать свой адрес и свои фамилию и имя). Кто хочет получить ответ на своё будущее письмо, напишите в верхнем левом углу конверта свой адрес и фамилию и имя.
    7. Итог.
      Цель: обобщить изученный за урок материал, проверить уровень усвоения материала.
      Чему же мы сегодня научились? Для чего нужно уметь записывать имена собственные? Где эти знания могут пригодиться? Почему названия городов, сёл, улиц, рек пишутся с большой буквы?
      Девочки в своём классе, эту тему, написали самостоятельную работу. Давайте и мы её выполним. (с.58. №58)
      Прочитайте задание в учебнике. Что требуется выполнить?
      Запишите предложения, используя слова для справок.
      — проверка. Мы с вами на уроках не раз проверяли и оценивали работу первоклассника Пети. Вы знаете, оказывается он — одноклассник Лены и Маши. Девочки предлагают нам проверить работу Пети. (изображение Пети и текст с ошибками в написании имён собственных)
      Сравните свою работу с работой Пети. Оцените себя. (смайлы). Что бы вы посоветовали Пете?
    8. Рефлексия.
      В самом начале урока мы с вами зажгли солнышко, поделились им друг с другом. Давайте теперь оценим своё настроение при помощи изображения солнышка. (жёлтое, с облачком и полностью закрытое тучкой).
      Покажите мне своё настроение. Давайте отправим своё хорошее настроение в письме Лене. (Если у кого-то с тучкой, то такие случаи оговариваются отдельно).




    Сегодня сайт посетило — 352
    страниц просмотрено — 442
    просмотрено страниц за все время— 98702
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов по новым образовательным стандартам «Слово — имя собственное»