Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей русского языка и литературы Анализ текста В.Непомнящего «Зачем нужна литература...»

Разработки учителей русского языка и литературы

Ученики на уроке
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

Комплексный анализ текста В.Непомнящего «Зачем нужна литература в школе?»



Разработка урока
Ломовой А.В., учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории



ЦЕЛИ УРОКА:
1.Образовательные:

  • совершенствование навыка комплексного анализа текста;
  • формирование умения анализировать текст публицистического стиля;
  • подготовка к ЕГЭ

  • 2.Развивающие:

  • дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;
  • развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;
  • совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;
  • развитие социальной компетентности учащихся.

  • 3.Воспитательные:

  • способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.


  • Задачи:

  • проанализировать текст, предложенный преподавателем;
  • познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему;
  • провести стилистический и типологический анализ текста;
  • проанализировать языковые (выразительные) средства;
  • определить средства связи предложений в тексте.



  • Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
    Методы: проблемно-поисковый
    Вид урока: практикум
    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
    Технология: РКМ

    Оборудование: текст В.Непомнящего «Зачем нужна литература в школе?» ; карточка с заданиями; макет кластера; памятка «Публицистический стиль речи»
    В формате doc Приложения к уроку можно скачать здесь

    Ход урока



    Организационный момент.

    Целевая установка: сегодня мы будем совершенствовать навык комплексного анализа текста и продолжим подготовку к ЕГЭ

    Стадия вызова.

    В тексте, с которым мы будем работать, поставлены достаточно серьезные и актуальные проблемы ,связанные с русской культурой и в частности - с художественной литературой как её неотъемлемой частью. Прежде чем мы прочитаем текст, я предлагаю вам записать следующий вопрос:
    необходимо ли чтение художественной литературы в наше время?
    Думаю, что каждый из вас когда-нибудь задумывался над этим. Согласны вы с тем, что это проблемный вопрос? Я вам предлагаю в течение нескольких минут подумать и записать в тетрадь аргументы за чтение и против. Дать учащимся в помощь информацию к размышлению (две цитаты):
    1.Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Автор первых слов — известный французский писатель, философ-просветитель 18 века Дени Дидро.) 2.… Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.(…) Вспомните, кому принадлежат эти слова?

    Если данное задание вызовет затруднение у кого-либо из учеников, необходимо составить ассоциативный ряд к слову чтение.
    Обсуждение аргументов.
    Действительно, как вы убедились сами, вопрос, поставленный мною, достаточно проблемный.

    Стадия осмысления
    1. Запись в тетрадь темы и эпиграфа

    Литература служит вам проводником
    в другие эпохи и к другим народам,
    раскрывает перед вами
    сердца людей — одним словом, делает вас мудрым.
    Д. Лихачев

    2. Как аргументировал мысль о необходимости чтения Дмитрий Сергеевич Лихачев, известный ученый, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской культуры?
    3. Подчеркните ключевые слова в цитате.

    2. Чтение и анализ текста.

    Сегодня мы познакомимся с мнением по данной проблеме писателя, доктора филологических наук Валентина Семеновича Непомнящего.
    Во время чтения текста вы можете делать на полях какие-либо пометки.

    Чтение текста

  • Какой теме посвящён текст? (Автор рассуждает о роли литературы в жизни общества.)
  • Сформулируйте основные проблемы, которые рассматриваются автором.
  • Зачем нужна литература в школе? В чем состоит смысл преподавания литературы в школе?(1 проблема сформулирована в названии ; 2 проблема - предл.10,11)

    Возьмите лист с заданиями
    Можете обсудить вариант ответа с соседом по парте 1. Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?
    1. Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.
    2. Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.
    3. Основное назначение литературы — быть источником информации, «Евгений Онегин» в школе — это прежде всего «энциклопедия русской жизни».
    4. Не читая Пушкина, Гончарова, Достоевского и других русских писателей, мы, наш народ в целом, были бы другими.

    2. В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе?
    1. В том, чтобы развить творческие способности школьников.
    2. Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.
    3. Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.
    4. Сформировать у школьников систему нравственных ценностей — основу национального самосознания.
    3. Определите стиль и тип речи текста:
    1. научно-популярный стиль, повествование
    2. художественный стиль, описание
    3. публицистический стиль, рассуждение
    4. научный стиль, рассуждение

    4.Давайте докажем, что данный текст представляет собой образец публицистического стиля.
  • Какова цель(задача) текстов данного стиля? Передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя. Убеждением его в том, что изучение литературы и чтение книг необходимы. К чему призывает Непомнящий? Читать.
  • Какова может быть сфера употребления данного текста? Может использоваться в газете, журнале.
  • Какие стилевые черты присущи этому тексту? Образность, эмоциональность, логичность, конкретность, общедоступность, оценочность. Эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением частей высказывания. Докажите, что данные стилевые черты присутствуют в тексте.
  • Давайте посмотрим, какие языковые особенности, характерные для текстов публицистического стиля, присутствуют в данном тексте:

    1. Какое языковое средство и с какой целью использует автор в названии текста в предложениях 1,2,3? (Вопросительные предложения; привлечь внимание читателя, заставить задуматься над поставленными вопросами.) Обратите внимание на предложения 8 и 15 (восклицательные предложения способствуют в данном тексте, как и вопросительные, созданию таких стилевых особенностей, как эмоциональность, страстность, также содействуют реализации цели публицистического текста: привлечь внимание к информации, внушить определенные взгляды).
    2. В предложениях 15-16 найдите контекстуальные антонимы. Почему автор противопоставляет два близких по смыслу слова?


    3. Из толкового словаря:

      Население — жители какого-нибудь места (страны, города).

      Народ — 1. Население государства. 2. То же, что нация.
      Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
      Из словаря синонимов:
      Народ, народность, нация, национальность, раса, племя. Обратите внимание на то, что слова население нет в данном синонимическом ряду.
      Из-за чего же переживает В. Непомнящий?
      Автор беспокоится из-за того, что мы перестанем быть народом, нацией, а станем всего лишь населением.

      3. Автор еще раз концентрирует наше внимание на важной для него мысли:

      народ без литературы теряет национальную значимость.


      Прочитайте предложения 14,15 .Какой прием использовал автор? (Эпифора, один из видов лексического повтора. («…Мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там народ!»)

      4. Каких ученых вспоминает автор? Что вы знаете об Эйнштейне и Королеве.

      Альберт Эйнштейн

      Альберт Эйнштейн
      14 марта 1879, Ульм, Германская империя — 18 апреля 1955, Принстон, США — один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий. Активно выступал против войны, против применения ядерного оружия, за гуманизм, уважение прав человека, взаимопонимание между народами.

      Сергей Павлович Королёв

      Сергей Павлович Королёв
      30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Основатель практической космонавтики. С выведением на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало новой эпохе в истории человечества, космической эре. Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности.

      Почему автор вспоминает именно этих людей? Ведь это серьезные ученые, которые занимались точными, а не гуманитарными науками.
      Достоевский учит думать. Этому же учит и математика. В чем тогда смысл этой фразы, чему, в отличие от литературы, в силу своей специфики как предмета, не учит математика? (Литература учит быть нравственным, дает представление о жизни в целом.)

      5. Какой прием использует автор в предложении 6? (Цитирование. К этому приему часто прибегают авторы публицистических текстов для придания еще большей убедительности своим мыслям.)
      6.Прочитаем 9 предложение. С чем сравнивает русскую литературу В.Непомнящий? («Русская литература — противоядие пошлости и нравственному уродству».) Для чего используется противоядие? (Останавливает стремительное развитие смертельной болезни.)
      Как вы понимаете смысл слов «нравственное уродство»?

      Прочитайте 5 задание (см. лист с заданиями).

      7. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в первых трёх абзацах? Напишите порядковые номера этих средств. Обратите внимание на то, что перечислены те языковые средства, которые характерны для текстов публицистического стиля:
      1. экспрессивный повтор
      2. ряды однородных членов
      3. развернутые сравнения
      4. газетно-публицистическая фразеология
      5. разговорные синтаксические конструкции

      Приведите примеры:

      1. экспрессивный повтор (1,2 предложение)
      2. ряды однородных членов (6,7)
      3. разговорные синтаксические конструкции (6,8)
      4. газетно-публицистическая фразеология (5, феномен «русских мозгов»)

      Как вы понимаете этот фразеологизм? Вспомните «Умом Россию не понять…!»)
      Феномен — (от греч. phainomenon — являющееся) — необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь.
      Дать определение слову «этнобиологический».
      Этно — (греч.народ) — первая часть сложных слов, означающая «относящийся к народу, этносам».
      Этнобиология — это наука об отношении между людьми и окружающей средой.
      8.Прочитайте и выполните 4 и 6 задания(см.).
      Какое из предложений 7 — 12 связано с предыдущим с помощью частицы и лексического повтора? (11)
      Обратите внимание на то, что и средства связи характерны для публицистического стиля. В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?
      1) 1 и 2     2) 5 и 6     3) 7 и 8     4) 9 и 10

      9.А теперь обратимся к типу речи и докажем, что именно данный тип речи представлен в тексте. Как строится классическое рассуждение?
      Возьмем листы, на которых напечатан шаблон для кластера, и начнем их заполнять. Запишем основной вопрос, поднятый в тексте.(Зачем нужна литература в школе?) Аргументируем и оформим в кластере.

      1. Без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.
      2. Русская литература помогла нам выстоять и победить в войне.
      3. Противоядие пошлости и нравственному уродству.
      4. Условие существования нашего народа, вопрос национальной безопасности.

      Сделаем вывод.(Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.)
      Итак,
      В. Непомнящий считает, что гуманитарное образование, и именно литература, формирует у человека собственную систему ценностей, приобщает к культуре.
      1) Настоящая литература воспитывает людей, формирует их вкусы, нравственные предпочтения, под ее влиянием складывается «лицо» нации, национальное самосознание, 2) Преподавание литературы в школе необходимо из-за ее гуманитарного влияния на подрастающее поколение именно в том возрасте, когда формируется система нравственных ценностей.

      Стадия рефлексии

      Скажите, из тех произведений, которые мы изучали в 10-11 классе, какое вам запомнилось больше всего? Почему? Как вы считаете, актуальны ли в век информационных технологий, как часто называют наше время, размышления автора?

      Слово учителя. Мне кажется, что автор во многом прав, потому что литература действительно в первую очередь влияет на разум и сердце, заставляет думать, а думать тоже надо уметь. Вспомните объявления, которые мы часто видим:
      «Отдам котят в хорошие руки…»
      Так же и книга должна попасть в хорошие руки.
      Текст В. Непомнящего является своеобразным напоминанием о вечных духовных ценностях. Вспомните сериал «Школа»: мне обидно не только из-за того, какими показали в сериале учителей, но и за то, какими представлены дети. Ведь не только учителя зачастую выглядят непрофессионалами в сериале, но и ученики не вызывают симпатий. Страшно за общество, в котором молодое поколение деградирует. Действительно, В. Непомнящий в небольшом тексте смог поставить много проблем, над которыми стоит задуматься каждому. И мы тоже будем еще возвращаться на уроках к обсуждению подобных вопросов. А сейчас вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:
      необходимо ли чтение художественной литературы в наше время?
      Согласитесь, что аргументы за явно перевешивают аргументы против.
      Я вам предлагаю еще несколько цитат для дальнейших размышлений над проблемой, поставленной сегодня на уроке. (Цитаты выборочно записываются в тетради.)
      1. Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.
                                                                       (Сократ)
      2. Ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации.
                                                            (Стендаль)
      3. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.
                                                                                                (Л. Блан)
      4. Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
                                                                             (Вольтер)
      5. Чтобы оценить прекрасные литературные произведения, нужно обширное образование, развитой интеллект, покой, досуг и известное напряжение ума…
                                                                                               (Оноре Бальзак)
      Завершить урок я хочу словами А.П.Чехова: «Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни».
      Отметки за урок
      Домашнее задание
      1)Подумайте о том, какие еще проблемные вопросы по поставленной теме мы могли бы обсудить на следующих уроках и сформулируйте их.
      2)Заполните кластер до конца, приведите свои аргументы по поднятой проблеме, не забудьте о том, что один из аргументов должен быть из художественной литературы.


      Приложения

      Зачем нужна литература в школе?

         (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
         (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то — не помню кто — сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
         (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича — она же помогла выстоять Ленинграду!
         (9)Русская литература — это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.
         (13)Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя…


      (В.Непомнящий)





      Основные особенности публицистического стиля.

      1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
      2. Цель речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
      3. Стилевые черты: образность, достоверность, логичность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, призывность, точность фактов, страстность, общедоступность.
      4. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телевидению, на собрании, доклад.
      5. Языковые средства:



  • общественно-политическая лексика; использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и др.
  • эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
  • побудительные и вопросительные предложения;
  • риторические вопросы;
  • распространенные обращения;
  • вводные слова, причастные и деепричастные обороты, использование осложнённых предложений, сложные синтаксические конструкции, частое использование глаголов-сказуемых в форме повелительного наклонения, возвратных глаголов;
  • использование существительных родительного падежа в роли несогласованного определения (голос мира);
  • цитаты;
  • разговорные и просторечные слова;
  • языковые средства юмора, сатиры, иронии;
  • пословицы, поговорки.




  • 1. Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?
    1. Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным
    2. образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.
    3. Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.
    4. Основное назначение литературы — быть источником информации, «Евгений Онегин» в школе — это прежде всего «энциклопедия русской жизни».
    5. Не читая Пушкина, Гончарова, Достоевского и других русских писателей, мы, наш народ в целом, были бы другими.

    2. В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе?
    1. В том, чтобы развить творческие способности школьников.
    2. Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.
    3. Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.
    4. Сформировать у школьников систему нравственных ценностей — основу национального самосознания.

    3.Определите стиль и тип речи текста:
    1. научно-популярный стиль, повествование
    2. художественный стиль, описание
    3. публицистический стиль, рассуждение
    4. научный стиль, рассуждение

    4. Какое из предложений 7 — 12 связано с предыдущим с помощью частицы и лексического повтора?

    5. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в первых трёх абзацах? Напишите порядковые номера этих средств.

    1. экспрессивный повтор
    2. ряды однородных членов
    3. развернутые сравнения
    4. газетно-публицистическая фразеология
    5. разговорные синтаксические конструкции


    6.В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?

    1) 1 и 2       2) 5 и 6       3) 7 и 8       4) 9 и 10  



    Сегодня сайт посетило — 518
    страниц просмотрено — 985
    просмотрено страниц за все время— 2372
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей русского языка и литературы Анализ текста В.Непомнящего «Зачем нужна литература...»