Поиск по сайту Карта сайта
Принтер

Публикации преподавателей МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги

Статья впервые опубликована в журнале «Вестник Калужского университета»

А.Н. Кудряков, Н.А. Соловьева

Образование через музей.
Из опыта работы музейного комплекса «Лицея № 48» г. Калуги




Во все времена в нашей стране и за рубежом основные реформы и наиболее существенные сдвиги в области образования сопровождались обращением к музею, что отражает тенденцию к переменам, к поиску альтернатив, которые помогут формированию гармонически развитий личности с широким культурным кругозором. Не секрет, что сегодня остро ощущается дефицит культурного пространства, в котором оказались учащиеся, студенты, и то, что наиболее мощным фактором воздействия на них становятся самые убогие образцы культуры. На молодежь ХХI века влияет огромный массив информации, поступающей с помощью телевидения, масс-медиа, Интернета, компьютерных игр. Приобщение детей и подростков к своим истокам, к культурному наследию родного края, к героическим подвигам старшего поколения — помогут им не раствориться в унифицированной массовой культуре, а воспитать в себе память и гордость за своих предков, любовь к Отечеству, будут способствовать формированию активной жизненной позиции. Проблема эта, на наш взгляд, очень злободневна. В.В. Загорский, доктор наук, преподаватель МГУ, отмечает, что «все более значительная часть молодого поколения современной России не реализует в возрасте 17 – 21 год активную позицию. Вместо общественно направленной активности проявляется стре6мление к уходу от реальности … это не только алкоголь, наркотики и тоталитарные секты. На духовном уровне нет большой разницы между употреблением героина и круглосуточным «висением» в паутине Интернета… или спортивным «болением».
Выход из сложившейся ситуации — и об этом говорится в письме Министерства образования России «О деятельности образовательных учреждений» — видится в гуманизации образования путем обращения к истории, духовным ценностям, мировой культуре. Здесь самый надежный союзник образовательных учреждения музей — уникальный центр образования и культуры, передающий исторический, научный, художественный опыт от поколения к поколению. В формировании мировоззрения, подчеркивает один из основоположников музейной педагогики Б.А. Столяров, музей играет особую роль, «ибо гарантирует приобщение личности к социокультурному опыту, на основе которого созидаются жизненные ценности общества.»
В нашем лицее, взявшем курс на музейную педагогику, действует комплекс, состоящий из трех музеев: боевой славы, экологического и истории семьи «Теремок», пропагандирующего здоровый образ жизни. Каждый их этих музеев по–своему уникален, дополняет друг друга, создавая единое цельное образовательное пространство для духовно насыщенного общения с учащимися.
Два года назад на базе музейного комплекса было организовано методическое объединение из числа педагогов, студентов и выпускников лицея, — энтузиастов музейного дела. Методобъединением была поставлена задача: создать при музеях лицея открытую, общедоступную педагогическую систему, позволяющую работать с детьми, родителями и другими группами населения нашего микрорайона и обладающую многообразием способов воздействия на человека с целью формирования его мировоззрения, умения творить, созидать, проявлять свою индивидуальность.
Большой популярностью в лицее пользуется работающий при музее боевой славы театр исторических миниатюр. Свой первый спектакль «Пояс Богородицы» ребят посвятили ключевому событию в истории России — Великому Стоянию на Угре. Этому предшествовала огромная работа: изучение более 20 первоисточников, экскурсии, встречи с учеными национального парка «Угра», подготовка костюмов, декораций, подбор музыки. Дети так поставили спектакль, что зрители плакали и бурно аплодировали. На какое-то время они стали как бы очевидцами и участниками очень далеких событий, всей душой сопереживая людям, судьбы которых проходили перед ними. Театрализация событий отечественной истории позволяет гораздо эффективнее, чем время экскурсий и бесед, усвоить любой, даже самый сложный материал. Он становится близким, понятным, запоминающимся не только для тех, кто играет в спектакле, но и для многих его зрителей. Это ни для кого не проходит бесследно: воспитывается историческая память, гордость за своих предков, любовь к Отечеству. Само участие в постановке исторической пьесы приносит большую радость и удовлетворение. Каждому хочется «показать себя», свои творческие способности, раскрыть свой талант. Но это не самоцель. Главное — суметь передать через спектакль свои знания, мысли и чувства ровесникам, чтобы и они смогли ощутить себя частицей того героического времени, когда решалась судьба нашей Родины. Большой творческий потенциал имеют и другие детские объединения, например, патриотический клуб старшеклассников «Истоки». Работа в клубе «Истоки» не только реализует потребность подростка в общении со сверстниками, но и дает возможность принять участие в различных социально-значимых музейных делах. Выполнение творческого задания — важнейшая специфическая черта музейной педагогики, выражение принципа деятельностного подхода. В клубе «Истоки» ребята занимаются группами — по интересам, вначале они учатся проводить беседы, экскурсии, встречаются с ветеранами, записывают их воспоминания. Затем готовят доклады и лекции, подбирают к ним наглядный материал, выступают на уроках и классных часах, участвуют в постановке видеофильмов и литературно-музыкальных композиций, в организации конкурсов, викторин, исторических игр, музейных праздников и других массовых мероприятий.
На общих собраниях клуба обсуждаются планы, отчеты секций и отдельных групп, подводятся итоги. Члены клуба могут переходить из одной группы в другую, получая все более сложные задания, связанные с использованием межпредметных связей, с написанием исследований, с изучением и обработкой фондовых материалов. В этом учебном году клуб «Истоки» принял участие:
в подготовке и открытии экспозиции «Знаменосцы русской славы» — о подвигах Александра Невского и калужан — кавалеров ордена его имени, а также в проведении встреч с этими Ветеранами;
  • в городском конкурсе сочинений, посвященных дню Героев Отечества;
  • в полуфинале IУ открытой Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие»
  • в Ш-й Всероссийской школьной научно-практической конференции «Мой род — мой народ» ;
  • в организации и проведении детского рождественского праздника;
  • в сборе материалов, оформлении экспозиции, посвященной 65-летию великой битвы под Сталинградом, подготовке видеофильма о наших земляках, героях-сталинградцах, и организации встречи с ними;
  • в фестивале патриотических объединений образовательных учреждений города.
  • Какая же методика должна быть положена в основу системы музейных занятий?
    Методы музейных занятий:
  • экскурсия-диалог;
  • вопросно-ответный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • видеометод;
  • погружение в прошлое, его реконструкция;
  • использование социальных ролей и ассоциативных связей;
  • театрализация;
  • создание игровых ситуаций;
  • практическое манипулирование с музейными предметами.

  • Говоря о различных методических приемах, важно помнить, что все они служат одной цели — созданию особого музейного пространства, способствующего образовательно-воспитательному процессу в школе. Музейную педагогику от любой другой педагогики отличает также наличие музейного предмета, обладающего способностью одновременно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы личности, благодаря его свойствам:
  • информативности (способности нести информацию);
  • аттрактивности (способности привлекать внимание посетителей);
  • экспрессивности (способности вызывать ассоциации и оказывать эмоциональное воздействие);
  • репрезентативности (способности отражать действительность в типичных или уникальных чертах).

  • В последнее время мы стали больше обращать внимания на воспитательное значение отдельных экспонатов. Музейный предмет — это первоисточник, подлинное свидетельство фактов, явлений, событий, процессов в общественной жизни и природе; это главное, что составляет язык музея. Нам, музейным педагогам, пришлось, в первую очередь, самим учиться владеть музейным языком, разрабатывать разноуровневые вопросы и задания, с целью обеспечения максимальной вариативности использования экспонатов.
    В музее боевой славы на детей производят большое впечатление оружие и награды за воинскую храбрость, пожелтевшие от времени документы, газеты, плакаты военных лет, старые фотографии. Часть таких экспонатов мы используем на экскурсиях, при проведении тематических занятий, а также на выступлениях с литературно-музыкальными композициями. Так, члены клуба «Истоки», выступая с композицией «Памяти комбата Авдеева», показывали слушателям солдатский медальон, карту военных лет, простреленную каску бойца, а также зачитывали письма комбата своей жене и родителям. При этом школьники не только больше узнавали о Великой Отечественной войне, о наших героях-освободителях, но и учились сочувствовать, сопереживать, понимать, какой ценой досталась нашему народу Победа.
    ТеремокЖивой интерес и эмоциональные переживания детей вызывают экспонаты, собранные ими или выполненные их руками. Таких музейных предметов у нас много в экологическом музее детского творчества и в музее «Теремок». Большое место здесь занимают также предметы быта и ремесла русского народа. Основная часть экспозиций этих музеев даёт возможность интерактивного взаимодействия. Именно в этом мы видим наибольший образовательный эффект.
    Домашняя утварьПочти каждый экспонат экомузея, будь то чугунный утюг, самовар, деревянный рубель для глажки белья, глиняная игрушка–свистулька, гармонь, петрушечная кукла, трещотка, вызывает у детей чувства восхищения, любви и радости, ощущение личной причастности к культуре своего народа. Происходит как бы их «погружение» в далекое историческое прошлое родного края, во времена их прабабушек и прадедушек или в мир любимой детской сказки. Такие же добрые чувства охватывают детей, когда они попадают в музей «Теремок», оформленный под русскую избу. Резные деревянные ставенки и двери, иконы в красном углу с вышитыми полотенцами, прялка с чесалом и веретеном, старинные часы и русская печь с ухватом, заслонкой, чугунками — все это не оставляет никого равнодушным.
    Музеи позволяют детям работать с экспонатом (трогать, исследовать, играть), а также заниматься творчеством (мастерить, рисовать, лепить).
    Младшие школьники охотно занимаются в кукольном экологическом театре «Золотой ключик» , все пьесы которого — написаны на краеведческом материале. Так, спектакль «Хохуля» знакомит посетителей с редким реликтовым зверьком, занесенным в Красную книгу, — русской выхухолью, обитающей сегодня в пойменных озерах Жиздры и нуждающейся в нашей защите и охране.
    Учащиеся среднего школьного возраста принимают участие в спектаклях православного театра, работающего при музее «Теремок» . Ими уже поставлены спектакли «Вифлеемская ночь» и «Радость моя» (о жизни и подвигах преподобного Серафима Саровского). В настоящее время готовится спектакль о святом благоверном князе Александре Невском.
    Детям и взрослым нравится бывать в музее «Теремок» . Его материалы об истории дружных, работящих, духовно устремленных семей заставляют посетителей задуматься о своих корнях и о своей судьбе, пробуждают их к выбору таких ценностей, как лад и любовь в семье, вера, здоровье, служение Отчизне, гордость за ее защитников.
    Приобщение детей к истокам семьи — сложный процесс. Он представляет собой взаимосвязанную цепочку воспитательных дел, образовательных ситуаций, интегрирующих разные виды деятельности педагога, детей, их родителей, объединенных единой целью. Осуществляется этот процесс поэтапно.
    На первом этапе важно воспитать у ребят интерес к истории своей семьи, чувство чести рода. Мы знакомим школьников с историей возникновения родословной, семейного герба, составлением древа рода, организуем встречи с членами замечательных семей. Большое впечатление произвела на детей встреча с семьей Редозубовых, живущей в нашем микрорайоне. Представители этой семьи (все З поколения) — известные люди, они многого добились и добиваются в жизни. Всех Редозубовых отличают жизнелюбие, доброжелательность, интеллигентность и то, что они на протяжении многих лет ведут здоровый образ жизни.
    На втором этапе идет сбор и изучение сведений по истории семей самих учащихся, составление рассказов о себе, родителях, старших родственниках, составление схем-таблиц родственных связей. Организуя эту работу, педагог обращает внимание детей на те исторические семейные факты, которые являются для разных поколений значимыми и находят отражение в семейных архивах. Важно, что в ходе деятельности происходит сближение ребенка с родителями, растет интерес к их культуре, труду, быту, традициям семьи.
    Третий этап связан с оформлением выставок и экспозиций на основе собранного учащимися материала о своей семье (документов, фотоснимков разных лет и разных поколений, семейных коллекций и реликвий, писем, воспоминаний родных и знакомых). Дети пишут сочинения о своей семье, составляют генеалогическое древо. Осмысливая историю своей семьи, они начинают сознавать, что судьба человека, его поступки во многом определяются тем, что заложено в нем ещё в детстве. Они приходят к выводу, что история их семьи — это часть истории народа, что надо заботиться о продолжении своего рода, сохранении и приумножении его добрых дел и традиций.
    В заключение хотим подчеркнуть, что музейная педагогика — это прямой ответ на требование времени в области образования и воспитания. Сегодня невозможно уже представить себе учебно-воспитательный процесс без применения новых современных педагогических методов и музейных технологий, без увлекательности и творчества.
    Музейная педагогика в настоящее время одинаково актуальна и как формирующаяся научная дисциплина, и как область научно–практической деятельности. Эффективность её в том, что музейный педагог, являющийся своего рода посредником между музейным предметом и учащимся, имеет возможность способствовать формированию его психологической и нравственной готовности не только жить в современном, стремительно развивающемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.



    Список литературы

    1. Загорский В.В. Воспитать ученого. — М., 2003.
    2. «О деятельности музеев образовательных учреждений» . Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12 марта, 2003.
    3. Столяров Б.А. Музей в пространстве культуры и образования. — СПб., 2007.
    4. Гильмутдинова Г.М. «Музейная педагогика: наука и практика в условиях республики Татарстан» . — Казань, 2007.
    5. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика в XXI веке // Мир музея. 2005. № 3.
    6. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. — М., 2001.






    Сегодня сайт посетило — 66
    страниц просмотрено — 98
    просмотрено страниц за все время— 1747
    Поиск по сайту Карта сайта