Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов «Весёлое математическое путешествие» разработка Желтовой А.А.

Разработки учителей начального образования

Дошколята рисуют на асфальте
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Разработка учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Желтовой А.А.

МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги

Скачать дидактический материал можно здесь
Цели:
Закрепление знаний нумерации чисел первого десятка, навыков счёта, умений решать задачи.
Задачи:
  1. Развивать логическое и образное мышление, речь, память, внимание, интерес к математике.
  2. Расширять кругозор, словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование:
  1. Плакат со словами: «Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать, надо прежде всего математику знать!» (на доске)
  2. Изображения сказочных героев: Чиполлино, Буратино, Красной Шапочки, Незнайки и Мальвины.
  3. Плакаты с названиями станций: «Загадкино», «Объяснялкино», «Смекалкино», «Смеялкино», «Стихотворялкино».
  4. Карточки с цифрами: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и наборное полотно (у каждого ученика).
  5. Демонстрационные карточки с цифрами: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (у учителя).
  6. Плакат с изображением сказочного паровоза (на доске)
  7. Магнитофон.
  8. Аудиокассета с записью песни В.Шаинского «Голубой вагон»
Ход занятия:
1.Объявление темы и целей.
—Ребята, мы с вами сегодня совершим необычайно весёлое и увлекательное путешествие на этом сказочном паровозике в страну, где живёт Королева всех наук. Кстати, а кто из вас знает, кого так называют? (Королевой всех наук называют математику).
—Верно. А почему? (Ответы детей)
—Правильно, без знания математики обойтись невозможно: например, как подсчитать, сколько кирпичей нужно для постройки дома, сколько металла для корабля или самолёта или сколько дерева для детского кубика или школьной тетради? Поэтому математику по праву называют Королевой всех наук. И, если вы будете её хорошо знать — то станете «королями»! —Итак, мы отправляемся в весёлое путешествие в сказочное «Королевство Математики». Я уверена, что вы ещё больше подружитесь с цифрами и узнаете много интересного. Путь наш будет не из лёгких, поэтому вам придётся запастись терпением и взять с собой в дорогу те знания, которые вы уже получили, а также внимание, смекалку и чувство юмора. Нас с вами также ожидают необычные встречи. В добрый путь, друзья!
Учитель читает стихотворение Ю.Яковлева:

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сдвинется с места ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звёзд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины куёт,
До самого неба рукой достаёт.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!

Звучит фрагмент песни «Голубой вагон»
2. Прибытие на станцию «Загадкино» . —Как вы понимаете, ребята, на этой станции нам с вами придётся отгадывать загадки. Их нам подготовил сказочный герой, имя которого вы тоже должны отгадать:

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовётся…
(Чиполлино)

(Учитель вешает на доску картинку с изображением Чиполлино)
—Ребята, Чиполлино хочет загадать вам загадки про цифры, а заодно проверить, знаете ли вы их. Сначала каждый из вас, отгадав загадку, найдёт карточку с нужной цифрой у себя на парте, вставит её в наборное полотно и поднимет вверх. Кто сделает это раньше всех, тот идёт к доске и карточку с такой же цифрой из моего набора прикрепляет с помощью магнита.
а) Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик!
(0)

б) Делал Егорка
С мамой уборку.
Опрокинул стул в квартире —
Стал похож он на цифру…
(4)

в) Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною — вся семья.
(5)

г) То ли ноль с другим нулём
Рядышком уснули,
То ли дедушка очки
Позабыл на стуле.
(8)

д) Отвернитесь на минутку —
Превратится цифра в утку.
А вот сидит лисица,
Лисице не сидится.
(2)

е) Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
(6 и 9)

—Вы справились с загадками Чиполлино, правильно нашли карточки с цифрами, а теперь едем дальше.
Звучит фрагмент песни «Голубой вагон»
3. Прибытие на станцию «Объяснялкино».
—Отгадайте, кто нас встретит на этой станции:
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовут того мальчишку?
(Буратино)
(Учитель вешает на доску картинку с изображением Буратино)
—Ребята, Буратино собирается идти в школу, но никак не может выполнить домашнее задание, а ему очень хочется получить пятёрку. Вот он нас с вами и встречает на этой станции, чтобы мы ему помогли объяснить смысл некоторых выражений, в которых тоже есть числа.
а) Ноль внимания. (Полное равнодушие, безразличиесо стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо)
б) Ум хорошо, а два лучше. (Так говорят, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе)
в) На все четыре стороны. (Идти или прогонять куда угодно, куда только захочется)
г) С пятого на десятое. (Это выражение употребляется вместо подробного перечисления, названия чего-либо)
д) До седьмого пота. (Работать, трудиться очень усердно, до полного изнеможения)
—Думаю, что Буратино вам очень благодарен за помощь. Посмотрите, как он улыбается! А ещё он хочет разучить с вами физкультминутку, которая так и называется «Буратино».

4. Физкультминутка
—Повторяйте движения вместе со мной и запоминайте слова:

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся, два — нагнулся,
Руки в стороны развёл —
Видно, ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!

—А мы с вами продолжаем наше путешествие и приближаемся к следующей станции. Звучит фрагмент песни «Голубой вагон»
5. Прибытие на станцию «Смекалкино».
—Угадайте, кто будет встречать нас на этой станции:

Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара хищных глаз,
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о её пути?
Кто обманет девочку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка?
Кто же этот зверь?
На загадку можете ответить мне теперь?
(Красная Шапочка и Серый Волк)
(Учитель вешает на доску картинку с изображением Красной Шапочки)
—Ребята, Красная Шапочка не просто так встречает нас с вами на станции «Смекалкино».
Догадались, почему? (она приготовила нам задачи на смекалку)
—Верно. Будьте очень внимательны. Желаю вам успеха!
  • На что похожа половина яблока? (на 2-ую половину)
  • Кощей Бессмертный родился 30 февраля, а Баба Яга 31 февраля того же года. На сколько дней Кощей старше бабы Яги? (30 и 31 февраля не существует)
  • Шарик из Простоквашино пошёл на охоту. Он сделал 4 выстрела из фоторужья. Сколько зверей застрелил Шарик? (Фоторужьём не убивают)
  • На грядке сидело 6 воробьёв. К ним прилетело ещё 2 воробья. Кот подкрался и схватил 1 воробья. Сколько осталось воробьёв на грядке? (Нисколько, т. к. остальные воробьи улетели)
  • На груше росло 6 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве? (На ивах груши не растут)
  • В корзине лежало 3 яблока. Бабушка угостила ими 3-х внучек. Каждая внучка получила по 1 яблоку, и одно осталось в корзине. Как это могло случиться? (Одна девочка взяла яблоко вместе с корзиной)
  • 1 яйцо вариться 4 минуты. Сколько минут потребуется, чтобы сварить 2 таких яйца? (Столько же — 4 минуты)
  • Задача в стихах

  • В нашем классе два Ивана,
    Две Татьяны, два Степана,
    Три Катюши, три Галины,
    Пять Андреев, три Полины,
    Восемь львов, четыре Саши,
    Шесть Ирин и две Наташи,
    И всего один Виталий.
    Сколько всех вы насчитали?
    Вот отметки по контрольной:
    Получили «пять» все Саши,
    Иры, Кати и Наташи.
    По «четвёрке» — Тани, Гали,
    Левы, Поли и Виталий.
    Остальные — все Иваны, Все Андреи и Степаны —
    Получили только «тройки».
    А кому достались «двойки»?
    (Никому)
    —Молодцы! Вы замечательно справились! Отправляемся дальше!
    Звучит фрагмент песни «Голубой вагон»
    6. Станция «Смеялкино»
    —Ответьте мне, ребята, как зовут сказочного героя, который любил сочинять стихи про своих друзей, но ему это не всегда удавалось? (Незнайка)
    (Учитель вешает на доску картинку с изображением Незнайки)
    —Сегодня утром Незнайка мне хвастался, что сочинил для вас весёлые загадки в стихах, но для того чтобы их разгадать, нужно быть очень внимательным. Давайте попробуем отгадать незнайкины загадки и заодно посмеёмся все вместе, ведь не зря мы прибыли на станцию под названием «Смеялкино»!
    1. Вышел зайчик погулять,
      Лап у зайца ровно … (не пять, а четыре)
    2. Варит отлично твоя голова:
      Пять плюс один получается … (не два, а шесть)
    3. Говорил учитель Ире,
      Что два больше, чем … (не четыре, а один или ноль)
    4. У доски ты говорил,
      Что два больше, чем … (не четыре, а один или ноль)
    5. Ходит в народе такая молва:
      Шесть минус три получается … (не два, а три)
    6. Отличник тетрадкой своею годится:
      Внизу, под диктантом, стоит … (не единица, а пять)
    7. У меня собачка есть,
      У неё хвостов аж … (не шесть, а один)
    8. На уроках будешь спать —
      За ответ получишь … (не пять, а два)

    —Вот так Незнайка! И насмешил нас, и проверил, какие мы внимательные. Спасибо, что не подвели меня, ребята! А теперь мы с вами приближаемся к конечной станции — «Стихотворялкино».
    Звучит фрагмент песни «Голубой вагон»
    7. Станция «Стихотворялкино»
    —Кто из вас знает: как звали сказочную героиню, которая пыталась научить другого сказочного героя «королеве всех наук», но пришла к выводу, что у того нет «никаких способностей к математике»? (Мальвина)
    (Учитель вешает на доску картинку с изображением Мальвины)
    —Верно, это Мальвина — девочка с голубыми волосами. Она приготовила для вас математическое стихотворение, которое я сейчас прочитаю. А вы слушайте внимательно , чтобы потом объяснить, что же случилось с одним из героев этого стихотворения.

    Треугольник и Квадрат

    Жили-были два брата:
    Треугольник с Квадратом.
    Старший — квадратный,
    Добродушный, приятный.
    Младший — треугольный,
    Вечно недовольный.
    Стал расспрашивать Квадрат:
    «Почему ты злишься, брат?»
    Тот кричит ему: «Смотри:
    Ты полней меня и шире.
    У меня углов лишь три,
    У тебя же их четыре».
    Но Квадрат ответил: «Брат!
    Я же старше, я — Квадрат».
    И сказал ему нежней:
    «Неизвестно, что нужней!»
    Но настала ночь, и к брату,
    Натыкаясь на стволы,
    Младший лезет воровато
    Срезать старшему углы.
    Уходя, сказал: «Приятных
    Я тебе желаю снов!
    Спать ложился — был Квадратом,
    А проснёшься — без углов!»
    Но наутро младший брат
    Страшной мести был не рад.
    Поглядел он — нет Квадрата.
    Онемел… Стоял без слов…
    Вот так месть! Теперь у брата
    Восемь новеньких углов!
    (Е. Паин)

    —Кто же догадался, что случилось с квадратом? Откуда у него взялись новые углы? (Дети отвечают, демонстрируя свой ответ на доске).
    8. Итог урока.
    —Итак, наше весёлое математическое путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в какую страну мы совершили сегодня путешествие, с какими сказочными героями встретились, и что нам помогло справиться со всеми заданиями, которые нам приготовили персонажи любимых сказок? (Ответы детей)
    —Что больше всего понравилось? (Ответы детей)
    —Хотелось бы вам ещё совершить весёлое путешествие в какую-нибудь волшебную страну?

    Используемая литература
    1. Агеева И.Д. Весёлые загадки-складки и загадки-обманки для всех детских праздников. — М., 2002
    2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя. — М., 1991
    3. Волина В.В. Праздник чисел (Занимательная математика для детей). — М., 1993
    4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. — Ростов-н/Д, 2001
    5. Савинова С.В. Праздники в начальной школе. — Волгоград, 2001
    6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. — М., 2004



    Сегодня сайт посетило — 451
    страниц просмотрено — 524
    просмотрено страниц за все время— 527
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов «Весёлое математическое путешествие» разработка Желтовой А.А.