Лицей зимой
Разработки по предмету «Окружающий мир»
Разработки по предметам «Литературное чтение»
Игра — КВН: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», 3 класс
Разработки по математике
Для дошкольной подготовки учащихся и внеклассных мероприятий
Зимний Терепец
Лицей зимой
Зимний Терепец

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 48» города Калуги

официальный сайт

http://terepec48.ru

Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

День чтения «Болдинская осень»


Игра — КВН:
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Разработка учителя начальных классов
Яковлевой Н. Н.


Цели:
  • знакомство с краткой биографией А.С.Пушкина;
  • приобщение младших школьников к ценностям художественной литературы как искусству слова;
  • формирование эстетического идеала и художественного вкуса;
  • совершенствование способностей мыслить словесно-художественными образами;
  • расширение словарного запаса: ассоциативного богатства слова, развитие понимания многообразных изобразительно-выразительных средств языка, благодаря которым создаётся художественный образ;
  • совершенствование выразительного чтения и умения слушать в связи с переживанием настроения, которое разлито в произведениях А.С. Пушкина, привлечение внимания детей к духовному миру героев;
  • развитие внимания, памяти, образного обобщения, сравнения;
  • развитие социальной компетентности в совместной командной работе;
  • создание эмоционально-положительного настроя у участников игры.

Участники КВН:

Две команды учеников 3 класса;
Жюри: родители учеников 3 класса в количестве 5 человек;
Ведущий: классный руководитель.

Материалы и оборудование:


  • Портрет А.С. Пушкина( на доске);
  • Н доске рисунки детей по мотивам сказок А.С.Пушкина;
  • Видеоаппаратура с видеоматериалом: «У лукоморья дуб зеленый…» ;
  • Сообщение-доклад «Краткая биография А.С.Пушкина» (готовят ученики);
  • Карточки с разрезанным стихотворением для конкурса «Креативное письмо» (для каждой команды);
  • По 7 карточек с «мудрёными» словами для конкурса « Поясни слово» ;
  • По две распечатанных чудо-сказки для конкурса капитанов «Сказочные заморочки» ;
  • Набор карточек от 1 до 5 для оценок жюри (по 5 наборов);
  • Магнитная доска для выставления оценок командам;
  • Грамоты и сладкие призы участникам игры.

Игра-КВН «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Дети садятся в два больших полукруга перед доской, на которой висят портрет А.С. Пушкина и рисунки детей по мотивам его сказок.
  1. Вступительное слово ведущего. /Сегодня у нас необычный урок чтения, который начнется с небольшого сюрприза-загадки:
    • Видеозаставка «У лукоморья дуб зеленый…»
      Ведущий: я думаю, вы угадали, о чем мы сегодня с вами будем говорить …ответы детей….конечно, о жизни и творчестве великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина,и не просто говорить, а играть в игру КВН. Но прежде чем начать нашу игру послушаем Павла, он подготовили для вас небольшое сообщение об А.С. Пушкине.
    • Выступление с сообщением «Краткая биография А.С.Пушкина» ученика Клочкова Павла
  2. Присказка Ведущий: сегодня мы вспомним произведения А.С. Пушкина. А как вы помните, он написал замечательные сказки, а любая сказка начинается с присказки, вот и наша игра тоже начинается с присказки: дети (4 человека) читают наизусть:
    • Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый…».
    • Представление команд друг другу. Команды говорят свое название и пословицу о книге или чтении, которую они выбрали
    • Представление жюри. Жюри оценивает каждый конкурс и озвучивает результаты после каждого конкурса, результаты записываются на доску
  3. Разминка /(приложение 1)
    • Мудреные нешуточные вопросы каждой команде (по 4 вопроса) задает ведущий
    • Вопросы команд друг другу (по 3 вопроса), каждая команда по очереди задает друг другу
    • Блиц-вопросы «Угадайте, кто он?» (по 3 вопроса) каждой команде задает ведущий
  4. Конкурсы: / Каждая команда разбивается на две подкоманды/
    • «Креативное письмо» /(приложение 2) Ведущий объявляет конкурс и объясняет задание: одна из подгрупп занимает место за игровыми столами (их два для каждой команды) и получает разрезанное по строчкам стихотворение А.С. Пушкина, по команде ведущего собрать стихотворение и прочитать его(5 мин.)
    • «Сказочные объявления» от героев сказок А.С.Пушкина в это время отгадывает другая подкоманда
  5. Конкурсы: / Ведущий меняет местами подкоманды каждой команды/
    • «Поясни слово» / (приложение 3)
      Участники за игровыми столами получают по 7 «мудрёных» слов, значения которых должны объяснить (5мин.)
    • «Сказочные загадки» в это время отгадывают другие подкоманды.
  6. Конкурс капитанов «Заморочки» /(приложение 4) Ведущий: один читатель прочитал за весь день все сказки А.С. Пушкина, а потом при их пересказе он перепутал все. Помогите ему исправить ошибки в тексте.
    • Каждый капитан получает текст чудо — сказки и в течение 7 мин исправляет в нем ошибки, а потом зачитывает и поясняет в тексте ошибки...
    • Выступления чтецов с отрывками из сказок А.С.Пушкина слушают в это время участники команд: о говорящем зеркале, о белке, грызущей орешки, о 33 витязях, выходящих из вод; о прекрасной царевне- лебедь; о разговоре Елисея с ветром.
  7. Домашнее задание «Конкурс чтецов». Ведущий приглашает по очереди из каждой команды детей , подготовивших дома стихотворения А.С. Пушкина. Каждого ребенка жюри оценивает по 5-тибальной системе и эти баллы приписываются этой команде.
  8. Итог.
    • Жюри подводит итоги игры, называет общий результат каждой команды, вручает грамоты и сладкие призы участником игры.
    • Ведущий спрашивает у детей об их впечатлениях от игры.
Литература
  1. www/Сказки А.С. Пушкина в школьном изучении: Фестиваль «Открытый урок»
  2. А.С. Пушкин. Избранные сочинения. М., «Художественная литература»,1978г.
Приложения — скачать
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
РАЗМИНКА
Мудрёные нешуточные вопросы (от ведущего)

  1. Дата рождения А.С. Пушкина?
  2. Где родился А.С.Пушкин?
  3. Кем был отец поэта?
  4. Как звали няню поэта?
  5. Как звали близких друзей А.С.Пушкина?
  6. Где учился поэт?
  7. Как звали жену А.С.Пушкина?
  8. Как называлось село, где жил поэт?

Вопросы команд друг другу

1 команда:
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Что он должен содержать? (многочисленную рать)

Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Кого? (золотого петушка)

В сарачинской шапке,
Весь, как лебедь, белый,
Старый друг скопец
Кого подарить просит царя? (подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу)

2 команда
Сколько лет прошло мирно?
Петушок сидел все смирно? (год, другой проход мирно)

Вдруг шатер распахнулся,
И девица ???
Вся сияя, как заря
Тихо встретила царя. (Шамаханская царица)

Царь скопца благодарит
Горы золота сулит.
Что он обещал? (волю первую твою я исполню, как свою)

Блиц-вопросы «Угадайте, кто он?» (от ведущего)
1 команде

Балда — работник,
Гвидон — князь,
Бабариха — баба, сватья,
2 команде

Салтан — царь,
Елисей — королевич,
Черномор — дядька.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Креативное письмо
(для первых подкоманд)

1 команда
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
- - - - - - - - - - -
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
- - - - - - - - - - -
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
- - - - - - - - - - -
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
- - - - - - - - - - -
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
- - - - - - - - - - -
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
2 команда
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
- - - - - - - - - -
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
- - - - - - - - - -
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
- - - - - - - - - -
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
- - - - - - - - - -
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
- - - - - - - - - -
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
«Сказочные объявления» (для вторых подкоманд) 1 команде:
Объявление 1
Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу запрягать лошадь, топить печь, покупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей.
Мой адрес: «Сказка о попе и работнике его Балде».
Объявление 2
Скупка продает говорящее зеркало недорого, потому что оно говорит правду.
Адрес: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».


2 команде:
Объявление 3
Предлагают охрану границ 33 румяных бравых парня и 1 дядька.
Наш адрес: «Сказка о царе Салтане…».
Объявление 4
Кто интересуется жилплощадью: всего за 3 тысячи рублей сдаем свою горницу в аренду. В горнице имеются: лавки, крытые ковром, под святыми образами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой.
Адрес: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Поясни слово (для первых подкоманд)

1 команда
  1. Горница /комната/
  2. Полба /каша из пшеницы/
  3. Чернавка /служанка/
  4. Невмочь /невозможно/
  5. Кроткий нрав / скромная/
  6. Удалец /удалой/
  7. Град /город/
2 команда
  1. Светелка /девичья комната/
  2. Сенная девушка /служанка/
  3. Соболья душегрейка /кофта без рукавов/
  4. Чупрун /чуб/
  5. Чародей /злой волшебник/
  6. Вопрошать /спрашивать/
  7. Тужить /печалиться/
Сказочные загадки (для вторых подкоманд поочереди)
  1. Оно….
    Соку спелого полно,
    Так свежо и так душисто,
    Так румяно, золотисто,
    Будто медом налилось,
    Видны семечки насквозь… (яблоко)
  2. Что отвечала старику золотая рыбка, когда он приходил с очередной просьбой? (не печалься, ступай себе с Богом)
  3. На голове сверкает, царствовать заставляет (корона)
  4. Выгнут рыжий хвост дугой.
    Вам знаком зверек такой?
    Острозубый, остроглазый,
    По деревьям любит лазать. (белка)
  5. Назовите жилище старика и старухи (землянка)
  6. Сказочные персонажи А,с. Пушкина, исполняющие желания (золотая рыбка, царевна-лебедь)
  7. Сидит богатырь на коне,
    Колпак чугунный на голове,
    Конь под богатырем.
    Голова под колпаком (шлем)
  8. Какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конкурс капитанов «Заморочки»
1 команда
СКАЗКА ПРО СТАРИКА И ЗОЛОТОГО ПЕТУШКА

На берегу синего моря жил старик со старухой 35 лет. Старик ловил сетями рыбу, а старуха солила ее и продавала на рынке. В свободное время старуха вязала носки. Пришел старик к морю. Раз закинул старик сеть — вышли 33 богатыря и дядька Черномор. Старик извинился, что их побеспокоил. Закинул старик сеть во второй раз. Вышел бес и сказал: «Зачем ты к нам залез?» Старик опять извинился. Закинул сеть в третий раз. Поймал золотую рыбку. Золотая рыбка подарила старухе говорящее зеркало, а старику золотого петушка в мешке и отправила к царю Додону. Вот старик стал перед Дадоном. Вынул из мешка золотого петушка и говорит: «Посади ты эту птицу на спицу, и она будет охранять границу твоего государства. Если будет все мирно, то он сидеть будет смирно, а если ждать тебе войны или набега — петушок даст знак». «Чем мне тебя отблагодарить?» — спрашивает царь Дадон. Старик с поклоном отвечает: «Подари мне чудо-белку, чтобы песни пела и орешки грызла». Согласился царь Дадон и отправил своего сына Елисея к царевне Лебеди. Елисей спрашивает у солнца, у месяца, у ветра, где живет царевна, пока не встретил чернавку, а она сказала, что царевна живет у семи богатырей. Приехал Елисей к царевне, дал ей яблоко. Царевна дала Елисею чудо-белку. Обрадовался Еисей, кончились его скитания. Так и расплатился царь Дадон за золотого петушка.

2 команда
ЦАРЕВНА-ВОЛШЕБНИЦА И ЦАРЬ САЛТАН

В этой сказке волшебница превращалась в комара, шмеля, паука и царевну Лебедь, а на посылках у нее служили 33 богатыря и дядька Черномор. Бывало, кликнет их золотая рыбка, подруга царевны-волшебницы, богатыри с дядькой и явятся к царевне, обойдут остров Буян дозором и уходят к себе в море, потому что им был сладок воздух земли. На острове Буяне жил славный, могучий богатырь князь Гвидон, который не верил в чудеса царевны. Вот царевна и являла ему то поющую белку под елкой, то посылала 33 богатырей — тем самым доказывала , что она волшебница.
Между островом Буяном и царством славного Салтана ходил корабль, он возил товары и вести для Салтана. Бывало, царь посадит в палатах корабельщиков и спрашивает: «Ой, вы гости-господа, сколько дней длился ваш путь и какие за морем чудеса?» А корабельщики отвечают: «За морем хорошо. Чудес видимо-невидимо. Стоит остров в море. На этом острове живут старик со старухой 40 лет. Старик рыбачил и поймал золотую рыбку. Рыбка, чтобы откупиться, построила для старика и старухи дворец, дала новое корыто. Старуха уже не прядет свою пряжу, а спрашивает у зеркала: «Кто на свете всех милее?», а зеркало отвечает: «Ты прекрасна, спору нет». У дворца стоит ель, а под ней при всех белочка грызет орех, изумруды вынимает и песни распевает».
Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов Игра - КВН:«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», 3 класс