Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других
сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.День чтения
«Болдинская осень»
Игра — КВН:
«Путешествие по сказкам
А.С. Пушкина»
Разработка учителя начальных классов
Яковлевой Н. Н.
Цели:
- знакомство с краткой биографией А.С.Пушкина;
- приобщение младших школьников к ценностям художественной литературы как искусству слова;
- формирование эстетического идеала и художественного вкуса;
- совершенствование способностей мыслить словесно-художественными образами;
- расширение словарного запаса: ассоциативного богатства слова, развитие понимания многообразных
изобразительно-выразительных средств языка, благодаря которым создаётся художественный образ;
- совершенствование выразительного чтения и умения слушать в связи с переживанием настроения, которое разлито в
произведениях А.С. Пушкина, привлечение внимания детей к духовному миру героев;
- развитие внимания, памяти, образного обобщения, сравнения;
- развитие социальной компетентности в совместной командной работе;
- создание эмоционально-положительного настроя у участников игры.
Участники КВН:
Две команды учеников 3 класса;
Жюри: родители учеников 3 класса в количестве 5 человек;
Ведущий: классный руководитель.
Материалы и оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина( на доске);
- Н доске рисунки детей по мотивам сказок А.С.Пушкина;
- Видеоаппаратура с видеоматериалом: «У лукоморья дуб зеленый…» ;
- Сообщение-доклад «Краткая биография А.С.Пушкина» (готовят ученики);
- Карточки с разрезанным стихотворением для конкурса «Креативное письмо» (для каждой команды);
- По 7 карточек с «мудрёными» словами для конкурса « Поясни слово» ;
- По две распечатанных чудо-сказки для конкурса капитанов «Сказочные заморочки» ;
- Набор карточек от 1 до 5 для оценок жюри (по 5 наборов);
- Магнитная доска для выставления оценок командам;
- Грамоты и сладкие призы участникам игры.
Игра-КВН
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Дети садятся в два больших полукруга перед доской, на которой висят портрет А.С. Пушкина и рисунки детей по мотивам его
сказок.
- Вступительное слово ведущего. /Сегодня у нас необычный урок чтения, который начнется с небольшого сюрприза-загадки:
- Видеозаставка «У лукоморья дуб зеленый…»
Ведущий: я думаю, вы угадали, о чем мы сегодня с вами будем говорить …ответы детей….конечно, о жизни и творчестве великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина,и не просто говорить, а играть в игру КВН. Но прежде чем начать нашу игру послушаем Павла, он подготовили для вас небольшое сообщение об А.С. Пушкине.
- Выступление с сообщением «Краткая биография А.С.Пушкина» ученика Клочкова Павла
- Присказка
Ведущий: сегодня мы вспомним произведения А.С. Пушкина. А как вы помните, он написал замечательные сказки, а любая сказка начинается с присказки, вот и наша игра тоже начинается с присказки: дети (4 человека) читают наизусть:
-
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый…».
-
Представление команд друг другу. Команды говорят свое название и пословицу о книге или чтении, которую они выбрали
-
Представление жюри. Жюри оценивает каждый конкурс и озвучивает результаты после каждого конкурса, результаты записываются на доску
- Разминка /(приложение 1)
-
Мудреные нешуточные вопросы каждой команде (по 4 вопроса) задает ведущий
-
Вопросы команд друг другу (по 3 вопроса), каждая команда по очереди задает друг другу
-
Блиц-вопросы «Угадайте, кто он?» (по 3 вопроса) каждой команде задает ведущий
- Конкурсы: / Каждая команда разбивается на две подкоманды/
-
«Креативное письмо» /(приложение 2) Ведущий объявляет конкурс и объясняет задание: одна из подгрупп занимает место за игровыми столами (их два для каждой команды)
и получает разрезанное по строчкам стихотворение А.С. Пушкина, по команде
ведущего собрать стихотворение и прочитать его(5 мин.)
-
«Сказочные объявления» от героев сказок А.С.Пушкина в это время отгадывает другая подкоманда
- Конкурсы: / Ведущий меняет местами подкоманды каждой команды/
-
«Поясни слово» / (приложение 3)
Участники за игровыми столами получают по 7 «мудрёных» слов, значения которых должны объяснить (5мин.)
-
«Сказочные загадки» в это время отгадывают другие подкоманды.
- Конкурс капитанов «Заморочки» /(приложение 4) Ведущий: один читатель прочитал за весь день все сказки А.С. Пушкина, а потом при их пересказе он перепутал все. Помогите ему исправить ошибки в тексте.
-
Каждый капитан получает текст чудо — сказки и в течение 7 мин исправляет в нем ошибки, а потом зачитывает и поясняет в тексте ошибки...
-
Выступления чтецов с отрывками из сказок А.С.Пушкина слушают в это время участники команд: о говорящем зеркале, о белке, грызущей орешки, о 33 витязях, выходящих из вод; о прекрасной царевне- лебедь; о разговоре Елисея с ветром.
- Домашнее задание «Конкурс чтецов».
Ведущий приглашает по очереди из каждой команды детей , подготовивших дома стихотворения А.С. Пушкина. Каждого ребенка жюри оценивает по 5-тибальной системе и эти баллы приписываются этой команде.
- Итог.
-
Жюри подводит итоги игры, называет общий результат каждой команды, вручает грамоты и сладкие призы участником игры.
-
Ведущий спрашивает у детей об их впечатлениях от игры.
Литература
- www/Сказки А.С. Пушкина в школьном изучении: Фестиваль «Открытый урок»
- А.С. Пушкин. Избранные сочинения. М., «Художественная литература»,1978г.
Приложения — скачать
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
РАЗМИНКА
Мудрёные нешуточные вопросы (от ведущего)
- Дата рождения А.С. Пушкина?
- Где родился А.С.Пушкин?
- Кем был отец поэта?
- Как звали няню поэта?
- Как звали близких друзей А.С.Пушкина?
- Где учился поэт?
- Как звали жену А.С.Пушкина?
- Как называлось село, где жил поэт?
Вопросы команд друг другу
1 команда:
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Что он должен содержать? (многочисленную рать)
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Кого? (золотого петушка)
В сарачинской шапке,
Весь, как лебедь, белый,
Старый друг скопец
Кого подарить просит царя? (подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу)
2 команда
Сколько лет прошло мирно?
Петушок сидел все смирно? (год, другой проход мирно)
Вдруг шатер распахнулся,
И девица ???
Вся сияя, как заря
Тихо встретила царя. (Шамаханская царица)
Царь скопца благодарит
Горы золота сулит.
Что он обещал? (волю первую твою я исполню, как свою)
Блиц-вопросы «Угадайте, кто он?» (от ведущего)
1 команде
Балда — работник,
Гвидон — князь,
Бабариха — баба, сватья, |
2 команде
Салтан — царь,
Елисей — королевич,
Черномор — дядька.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Креативное письмо
(для первых подкоманд)
1 команда
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
- - - - - - - - - - -
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
- - - - - - - - - - -
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
- - - - - - - - - - -
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
- - - - - - - - - - -
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
- - - - - - - - - - -
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
|
2 команда
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
- - - - - - - - - -
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
- - - - - - - - - -
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
- - - - - - - - - -
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
- - - - - - - - - -
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
- - - - - - - - - -
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
|
«Сказочные объявления» (для вторых подкоманд)
1 команде:
Объявление 1
Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу запрягать лошадь, топить печь, покупать продукты на рынке, печь яйца,
варить кашу, нянчить детей.
Мой адрес: «Сказка о попе и работнике его Балде».
Объявление 2
Скупка продает говорящее зеркало недорого, потому что оно говорит правду.
Адрес: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
2 команде:
Объявление 3
Предлагают охрану границ 33 румяных бравых парня и 1 дядька.
Наш адрес: «Сказка о царе Салтане…».
Объявление 4
Кто интересуется жилплощадью: всего за 3 тысячи рублей сдаем свою горницу в аренду. В горнице имеются: лавки,
крытые ковром, под святыми образами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой.
Адрес: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Поясни слово (для первых подкоманд)
1
команда
- Горница /комната/
- Полба /каша из пшеницы/
- Чернавка /служанка/
- Невмочь /невозможно/
- Кроткий нрав / скромная/
- Удалец /удалой/
- Град /город/
2 команда
- Светелка /девичья комната/
- Сенная девушка /служанка/
- Соболья душегрейка /кофта без рукавов/
- Чупрун /чуб/
- Чародей /злой волшебник/
- Вопрошать /спрашивать/
- Тужить /печалиться/
Сказочные загадки (для вторых подкоманд поочереди)
- Оно….
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видны семечки насквозь… (яблоко)
- Что отвечала старику золотая рыбка, когда он приходил с очередной просьбой? (не печалься, ступай себе с Богом)
- На голове сверкает, царствовать заставляет (корона)
- Выгнут рыжий хвост дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, остроглазый,
По деревьям любит лазать. (белка)
- Назовите жилище старика и старухи (землянка)
- Сказочные персонажи А,с. Пушкина, исполняющие желания (золотая рыбка, царевна-лебедь)
- Сидит богатырь на коне,
Колпак чугунный на голове,
Конь под богатырем.
Голова под колпаком (шлем)
- Какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конкурс капитанов «Заморочки»
1 команда
СКАЗКА ПРО СТАРИКА И ЗОЛОТОГО ПЕТУШКА
На берегу синего моря жил старик со старухой 35 лет. Старик ловил сетями рыбу, а старуха солила ее и продавала на рынке. В
свободное время старуха вязала носки. Пришел старик к морю. Раз закинул старик сеть — вышли 33 богатыря и дядька
Черномор. Старик извинился, что их побеспокоил. Закинул старик сеть во второй раз. Вышел бес и сказал: «Зачем ты к нам
залез?» Старик опять извинился. Закинул сеть в третий раз. Поймал золотую рыбку. Золотая рыбка подарила старухе
говорящее зеркало, а старику золотого петушка в мешке и отправила к царю Додону. Вот старик стал перед Дадоном. Вынул из
мешка золотого петушка и говорит: «Посади ты эту птицу на спицу, и она будет охранять границу твоего государства.
Если будет все мирно, то он сидеть будет смирно, а если ждать тебе войны или набега — петушок даст знак».
«Чем мне тебя отблагодарить?» — спрашивает царь Дадон. Старик с поклоном отвечает: «Подари мне чудо-белку,
чтобы песни пела и орешки грызла». Согласился царь Дадон и отправил своего сына Елисея к царевне Лебеди. Елисей
спрашивает у солнца, у месяца, у ветра, где живет царевна, пока не встретил чернавку, а она сказала, что царевна живет
у семи богатырей. Приехал Елисей к царевне, дал ей яблоко. Царевна дала Елисею чудо-белку. Обрадовался Еисей, кончились
его скитания. Так и расплатился царь Дадон за золотого петушка.
2 команда
ЦАРЕВНА-ВОЛШЕБНИЦА И ЦАРЬ САЛТАН
В этой сказке волшебница превращалась в комара, шмеля, паука и царевну Лебедь, а на посылках у нее служили 33 богатыря и
дядька Черномор. Бывало, кликнет их золотая рыбка, подруга царевны-волшебницы, богатыри с дядькой и явятся к царевне,
обойдут остров Буян дозором и уходят к себе в море, потому что им был сладок воздух земли. На острове Буяне жил славный,
могучий богатырь князь Гвидон, который не верил в чудеса царевны. Вот царевна и являла ему то поющую белку под елкой, то
посылала 33 богатырей — тем самым доказывала , что она волшебница.
Между островом Буяном и царством славного Салтана ходил корабль, он возил товары и вести для Салтана. Бывало, царь посадит
в палатах корабельщиков и спрашивает: «Ой, вы гости-господа, сколько дней длился ваш путь и какие за морем чудеса?»
А корабельщики отвечают: «За морем хорошо. Чудес видимо-невидимо. Стоит остров в море. На этом острове живут старик со
старухой 40 лет. Старик рыбачил и поймал золотую рыбку. Рыбка, чтобы откупиться, построила для старика и старухи дворец,
дала новое корыто. Старуха уже не прядет свою пряжу, а спрашивает у зеркала: «Кто на свете всех милее?», а зеркало
отвечает: «Ты прекрасна, спору нет». У дворца стоит ель, а под ней при всех белочка грызет орех, изумруды вынимает
и песни распевает».