Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других
сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Толокнова С.Е. учитель химии
первой квалификационной категории
Информационную карточку к уроку
можно скачать здесь.
Тема урока: Аллотропные видоизменения углерода
Цель:
- Формирование представлений об аллотропных видоизменениях углерода, строении веществ, свойствах и применении
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы по изучению материала путем решения компетентностных задач
- продолжить формирование умений выполнять учебное задание в соответствии с целью, планом, с использованием таблиц и рисунков.
- продолжить вырабатывать адекватную самооценку.
Ход урока:
- Мотивация учащихся к изучению темы
(стимул-карточка рабочих карточек или слайд презентации)
- Задание №1 (РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ)
Найти количество углекислого газа, если в реакцию горения вступил углерод количеством 3 моля.
(проверка по образцу на слайде и выставление баллов)
Какие данные доказывают, что алмаз чистый углерод? (бонусный балл)
(планируемый ответ экспериментальные данные получение CO2 и теоретические расчеты при решении задачи).
- Задание №2
КАКИЕ ЕЩЕ ВЕЩЕСТВА состоят из углерода?
Прочитайте текст ( указать страницы и параграф учебника) или просмотрите фрагмент учебного фильма «Углерод».
Заполните таблицу
Аллотропнные модификации углерода (названия) |
Физические свойства |
Применение |
1. Aлмаз |
|
|
2. Графит |
|
|
3. Древесный уголь |
|
|
4. Другие * |
|
|
сам. работа (домашнее задание дополнительная литература , Интернет, …)
проверка устно, выставление баллов самоконтроль
4. Задание № 3
ТЕСТ
Используя данные таблицы, ответьте на вопросы
1. Аллотропное видоизменение углерода ГРАФИТ обладает
а) высокой прочностью
б) электропроводимостью
в) запахом
г) легкоплавкостью
2. Аллотропные видоизменения углерода НЕ отличаются
а) физическими свойствами
б) типом связи
в) типом кристаллической решетки
г) химическими свойствами
3. Алмазы НЕ используются
а) в ювелирной промышленности
б) как составная часть крема для обуви
в) в стеклорезах
г) в бурильных установках.
(Проверка по кодификатору на слайде, подсчет баллов) ( ответы: б, в, б)
5. Задание № 4
СТРОЕНИЕ
Рассмотрите таблицу (или рисунок учебника или модели кристаллических решеток алмаза и графита)
Дайте ответы на вопросы:
ДА или
НЕТ (указать страницы учебника)
1 тест (1-да , 2-да, 3-нет)
- Атомы одного и того же элемента лежат в узлах кристаллических решеток алмаза и графита?
- Длина связи (расстояние между атомами) в кристаллической решетке алмаза одинакова?
- Длина связи (расстояние между атомами) в кристаллической решетке графита одинакова?
(Проверка по кодификатору на слайде, подсчет баллов)
2 тест (1 вариант агдеи, 2 вариант бвджз)
Длина связи определяет прочность: чем длина больше, тем связь менее прочная. Сравните длину связи и ее прочность по всем
направлениям ( 1 вариант для алмаза, 2 вариант для графита) Можно использовать учебник (указать страницы).
Выбрать признаки характерные для (1 вариант для алмаза, 2 вариант для графита)
а) длина связи одинакова по всем направлениям.
б) длина связи внутри слоя меньше, чем между слоями.
в) прочность между слоями небольшая.
г) прочность по всем направлениям одинакова
д) агрегатное состояние твердое
е) механическая прочность высокая
ж) металлический блеск
з) проводит электрический ток
и) не проводит электрический ток.
(Проверка по кодификатору на слайде, подсчет баллов, обсуждение ответов)
6. Подведение итогов урока
1. Задания № 2 3+1 б (всего 4 балла)
№ 3 по 1б за каждую колонку таблицы (всего 6 баллов), за 4 пункт по 1 б. за каждое аллотропное видоизменение
(бонусные баллы).
№ 4 тест 3 балла.
№ 5 1 тест 3балла.
№ 5 2 тест 5баллов.
Перевод в пятибалльную систему:
20-21 б. «5»
16-20 б. «4»
10-15 б. «3»
2.Что мы узнали об алмазе и графите? (бонусные баллы)
Методические рекомендации:
При проведении урока используются рабочие карточки, презентация, учебник 9 класса, фрагмент учебного фильма, таблицы, модели
кристаллических решеток.
Предварительно сообщается максимальное количество баллов за каждое задание и время выполнения задания. При неправильных ответах
возможно обсуждение или объяснения учителя.
Для тех, кто недоволен полученной отметкой предлагается задание №2 из карточки или краткий рассказ об аллотропных видоизменениях
углерода. Эти задания можно проверить на следующем уроке и поставить новую отметку.