Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов Письменное сложение и вычитание
Принтер

Публикации преподавателей МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги

Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

Письменное сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через десяток
(2 класс)



Урок разработан учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Губановой Е.В.



Тема данного урока реализуется на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной психологом, доктором педагогических наук Петром Яковлевичем Гальпериным.
Согласно теории, умственные действия являются предметными действиями, которые первоначально выполняются с опорой на внешние объекты или образы, а затем через ряд этапов переходят в умственную форму.
Реализация данной теории на уроке математики позволяет:

  • формировать у учащихся способность к быстрому и правильному ориентированию в задании, прочному усвоению материала;
  • развивать все виды памяти (непроизвольную, зрительную, моторную, слуховую);
  • способствовать развитию умозаключений и умения рассуждать.


  • Мотивация:
    составление схемы ориентировочной основы действий по этапам:
    1 этап: формирование действия в материализованном виде
    2 этап: формирование действия в громкой речи
    З этап: формирование действия во внешней речи
    4 этап: формирование действия во внутренней речи



    Методические пояснения
    по использованию дидактического материала к уроку Математика(2кл.).

    Составитель :
    Губанова Е.В.
    учитель начальных классов.


    Тема: «Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток».


    Предлагаемый дидактический материал используется на уроке математики(2кл.пр.1-4) для практической реализации теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин), для формирования исследовательской деятельности школьников.
    Материал последовательно включен в следующие этапы урока.

    1 этап: Изучение нового.
    Объект: опоры в виде разрезного материала для составления алгоритма действий.
    Цель:

    — восстановление логической цепочки в построении умственных операций;
    — составление ООД (ориентировочная основа действий).

    Формы работы:
    индивидуальная, работа в паре, взаимоконтроль.
    — Выделение опорных слов способствует развитию зрительной памяти, стимулирует умение выделять главное и выполнять практические действия в соответствии с алгоритмом.

    II этап: Закрепление пройденного.
    Объект: сигнальные карточки индивидуального обучения.
    Цель:

    — развитие речи, памяти;
    — закрепление умения выполнять практические действия по алгоритму.

    Формы работы:
    — дифференцированное обучение;
    — взаимное обучение в громкой речи.
    1 ученик                      2 ученик
    комментирует__________________ слушает
    пишет_________________________ пишет

    III этап: Закрепление и контроль.
    Объект: индивидуальный материал.
    — выполнение практических действий по решению выражений (письменные приемы);
    — текст задачи (индивидуальная карточка).
    Цель:

    — закрепление алгоритма действий письменного сложения и вычитания в новой ситуации (самостоятельно);
    — контроль за усвоением формирования действий во внутренней речи.
  • При решении текстовой задачи предлагаю использовать дидактический материал в виде карточки «компьютер», включающий алгоритм выбора последовательного и правильного рассуждения, для дифференцированного подхода с целью развития логического мышления, стимулирования поиска решения проблемы.




  • Тема: Письменное сложение многозначных чисел с переходом через десяток.
    Цели:

    1. Обучить письменному приему сложения многозначных чисел с переходом через десяток.
    2. Закрепить вычислительные навыки.
    3. Активизировать мыслительную деятельность.
    4. Учить выделять главное и выполнять действия в соответствии с алгоритмом.
    5. Развивать речь, память.

    Тип урока: комбинированный
    1. Закрепление и проверка ранее изученного.
    2. Изучение нового материала.
    3. Закрепление нового материала.

    Форма урока: урок взаимного обучения.
    Методы:
    1. Словесный (объяснение).
    2. Работа с учебником.
    3. Наглядный (опора, карточки).
    4. Практический (упражнения, практический тренинг).
    5. Проблемный (частично-поисковая технология).


    Оборудование:

    Учитель Ученики
    1. На доске: тема.
    2. Пособие - «алгоритм».
    3. Пособие «Отгадай слово».
    4. Карточки с выражениями.
    1. Учебники, тетради.
    2. Конверты с заданиями.
    3. Деформированный текст.
    4. Карточка «Повтори алгоритм»
      (для работы в парах, индивидуальные)

    Этапы урока:

    1 этап: Подготовительный.
    Закрепление и проверка ранее изученных приемов письменных вычислений 2 этап: Ознакомительный.
    Обучение новому приему письменных вычислений. Составление алгоритма действий . 3 этап: Закрепление изученного.
    Закрепление изученного алгоритма в новых условиях

    Ход урока
    Организационный момент
    I. Закрепление пройденного , проверка ранее изученного.
    1. Чистописание
    (На доске)       88,     81 ,     75,     10,     43 ,     18,     8

    — разбить числа на две группы:
    (1 группа — числа в записи, которых одинаковые цифры (двузначные, однозначные, 2 группа — остальные)
    — Записать числа первой группы
    88,     81,     10,     18 ,    8

    — Что обозначает каждая цифра в записи чисел?

    88— 8 дес. 8 ед. — Сколько всего единиц в числе? 81 — 8 дес. 1 ед. — Что обозначает цифра «0» в записи числа 10? и т.д.

    10 — 1дес.0ед.
    18 — 1 дес. 8 ед.

    — Подчеркните число 18. Составьте выражения со значением « 18 »

    (Обсуждение выражений)
    Работа в парах. Взаимоконтроль.

    2. Решение задач (карточки с текстами задач).
    (Комментирование решения, закрепление устных приемов вычислений многозначных чисел)
    Запись решений в тетрадь.

    а) В парке посадили 18 кустов роз и 25 кустов сирени.
    Сколько всего кустов посадили?
    18+25= 43 ( к.)
    б) У одного мальчика было 30 марок, а у другого на 12 марок меньше. Сколько марок у второго мальчика?
    30-12=18(м.)

    в) К празднику купили 24 флажка, а шаров на 18 больше. Сколько шаров купили к празднику?

    24 + 18=42(шт.)

    3. Решение выражений.

    На доске:
    64+25       78-32       47+39
    — Запишите выражения в столбик. Найдите их значение.
    (Запись и комментирование у доски. Закрепление письменных приемов вычислений)
    — Какое правило необходимо помнить при записи выражений в столбик?
    (десятки пишем под десятками, единицы под единицами)
        64     78     47
        25     32     39
    Нахождение значения последнего выражения создает проблемную ситуацию, т.к. учащиеся незнакомы с новым приемом вычисления (переход через десяток).
    Вывод: необходимо знать разные приемы вычислений и уметь ими пользоваться.

    II. Изучение нового
    1. Составление схемы ориентировочной основы действия .
    — Сегодня на уроке мы познакомимся с новым приемом сложения чисел с переходом через десяток.
    на доске :
    47 + 39
    — Давайте найдем значение этого выражения. Внимательно слушайте объяснение.
    (Учитель ведет объяснение приема, сопровождая его записью на доске)
    Записываю сумму чисел 47 и 39 в столбик.
    1. Пишу десятки под десятками ,
    единицы под единицами
    2. Складываю единицы.
    7ед. да 9ед.= 16 единиц
    16 единиц - это 1 десяток и 6 единиц
    3. Пишу 6 единиц под единицами
    1 десяток — запоминаю.
    4. Складываю десятки.
    4 десятка, да З десятка — 7 десятков, да еще 1 десяток запоминали.
    Всего 8 десятков.
    5. Пишу 8 десятков под десятками.
    6. Читаю - значение суммы чисел 47 и 39 равно 86 .
    — Итак, давайте вспомним, что я делала сначала, потом?
    (открывается опора поэтапного формирования действий ѿ на доске)
    Пишу десятки под десятками единицы под единицами.
    Складываю единицы .
    Пишу единицы под единицами.
    Запоминаю десятки.
    Складываю все десятки
    Читаю ответ.

    2. Формирование алгоритма действия.
    — А теперь, повторим последовательность вычислений (работа в парах)
    1 ученик — рассказывает ,
    2 ученик — проверяет по учебнику.
    (индивидуальная работа по восстановлению деформированного текста «алгоритм действий». Инструктаж.)
    — Закройте учебники и возьмите на партах карточки с предложениями.
    — Восстановите порядок выполнения вычислений.
    — Что делаем сначала? Какой шаг следующий после того, как сложили единицы? (самоконтроль — опора на доске)

    Физкультпауза



    3. Формирование действия в материальном виде.
    ( Закрепление изученного алгоритма без использования опоры)
    Решение выражений
    1-й ученик — комментирует, пишет
    2-й ученик — слушает, пишет (смена роли)
    4. Формирование действия во внутренней речи (про себя).
    (работа с индивидуальным дидактическим материалом)
    — Повторите последовательность действий. Сколько предложений проговорили?
    Игровой момент: 1 ученик проговаривает первую фразу алгоритма,
    2 ученик следующую и т.д.
    Последний ученик считает количество предложений.
    — Возьмите карточку, помеченную звездочкой.
    — Карандашом отмечайте все вычисления.


    III. Закрепление нового материала .
    1. Самостоятельная работа (по вариантам)
    (Закрепление изученного алгоритма в новых условиях. Решение задач, нахождение значений выражений с применением нового приема вычислений).

    Итог урока.
    Игровой момент «Отгадай слово»
    (используются опорные слова алгоритма действий: ПИШУ,СКЛАДЫВАЮ,
    ПИШУ, ЗАПОМИНАЮ, ЧИТАЮ)

    Задание на дом .




    Найди значение выражения . Восстанови знаки и цифры в записи.
    37+47 37
    __________________________________________________
    Запиши выражения в столбик.
    Найди их значения.
    1 вариант             2 вариант
    22+69                   34+59
    45+37                   63+18
    ___________________________________________________
    Восстанови порядок выполнения действий.


    Складываю единицы.
    Читаю ответ.
    Запоминаю десятки.
    Пишу десятки под десятками.
    Записываю выражение.
    Пишу единицы под единицами





    Скачать дидактический материал (карточки) можно здесь



    Сегодня сайт посетило — 354
    страниц просмотрено — 444
    просмотрено страниц за все время— 98704
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов Письменное сложение и вычитание