Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других
сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через десяток
(2 класс)
Урок разработан учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Губановой Е.В.
Тема данного урока реализуется на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной
психологом, доктором педагогических наук Петром Яковлевичем Гальпериным.
Согласно теории, умственные действия являются предметными действиями, которые первоначально выполняются с опорой на
внешние объекты или образы, а затем через ряд этапов переходят в умственную форму.
Реализация данной теории на уроке математики позволяет:
формировать у учащихся способность к быстрому и правильному ориентированию в задании, прочному усвоению материала;
развивать все виды памяти (непроизвольную, зрительную, моторную, слуховую);
способствовать развитию умозаключений и умения рассуждать.
Мотивация:
составление схемы ориентировочной основы действий по этапам:
1 этап: формирование действия в материализованном виде
2 этап: формирование действия в громкой речи
З этап: формирование действия во внешней речи
4 этап: формирование действия во внутренней речи
Методические пояснения
по использованию дидактического материала к уроку Математика(2кл.).
Составитель :
Губанова Е.В.
учитель начальных классов.
Тема: «Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток».
Предлагаемый дидактический материал используется на уроке математики(2кл.пр.1-4) для практической реализации теории
поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин), для формирования исследовательской деятельности
школьников.
Материал последовательно включен в следующие этапы урока.
1 этап: Изучение нового.
Объект: опоры в виде разрезного материала для составления алгоритма действий.
Цель:
восстановление логической цепочки в построении умственных операций;
составление ООД (ориентировочная основа действий).
Формы работы:
индивидуальная, работа в паре, взаимоконтроль.
Выделение опорных слов способствует развитию зрительной памяти, стимулирует умение выделять главное и выполнять
практические действия в соответствии с алгоритмом.
II этап: Закрепление пройденного.
Объект: сигнальные карточки индивидуального обучения.
Цель:
развитие речи, памяти;
закрепление умения выполнять практические действия по алгоритму.
Формы работы:
дифференцированное обучение;
взаимное обучение в громкой речи.
1 ученик 2 ученик
комментирует__________________ слушает
пишет_________________________ пишет
III этап: Закрепление и контроль.
Объект: индивидуальный материал.
выполнение практических действий по решению выражений (письменные приемы);
текст задачи (индивидуальная карточка).
Цель:
закрепление алгоритма действий письменного сложения и вычитания в новой ситуации (самостоятельно);
контроль за усвоением формирования действий во внутренней речи.
При решении текстовой задачи предлагаю использовать дидактический материал в виде карточки «компьютер»,
включающий алгоритм выбора последовательного и правильного рассуждения, для дифференцированного подхода с целью
развития логического мышления, стимулирования поиска решения проблемы.
Тема: Письменное сложение многозначных чисел с переходом через десяток.
Цели:
- Обучить письменному приему сложения многозначных чисел с переходом через десяток.
- Закрепить вычислительные навыки.
- Активизировать мыслительную деятельность.
- Учить выделять главное и выполнять действия в соответствии с алгоритмом.
- Развивать речь, память.
Тип урока: комбинированный
- Закрепление и проверка ранее изученного.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
Форма урока: урок взаимного обучения.
Методы:
- Словесный (объяснение).
- Работа с учебником.
- Наглядный (опора, карточки).
- Практический (упражнения, практический тренинг).
- Проблемный (частично-поисковая технология).
Оборудование:
Учитель |
Ученики |
- На доске: тема.
- Пособие - «алгоритм».
- Пособие «Отгадай слово».
- Карточки с выражениями.
|
- Учебники, тетради.
- Конверты с заданиями.
- Деформированный текст.
- Карточка «Повтори алгоритм»
(для работы в парах, индивидуальные)
|
Этапы урока:
1 этап: Подготовительный.
Закрепление и проверка ранее изученных приемов письменных вычислений
2 этап: Ознакомительный.
Обучение новому приему письменных вычислений. Составление алгоритма действий .
3 этап: Закрепление изученного.
Закрепление изученного алгоритма в новых условиях
Ход урока
Организационный момент
I. Закрепление пройденного , проверка ранее изученного.
1. Чистописание
(На доске) 88, 81 , 75, 10, 43 ,
18, 8
разбить числа на две группы:
(1 группа числа в записи, которых одинаковые цифры (двузначные,
однозначные, 2 группа остальные)
Записать числа первой группы
88, 81, 10, 18 , 8
Что обозначает каждая цифра в записи чисел?
88 8 дес. 8 ед. Сколько всего единиц в числе?
81 8 дес. 1 ед. Что обозначает цифра «0» в записи числа 10? и т.д.
10 1дес.0ед.
18 1 дес. 8 ед.
Подчеркните число 18. Составьте выражения со значением « 18 »
(Обсуждение выражений)
Работа в парах. Взаимоконтроль.
2. Решение задач (карточки с текстами задач).
(Комментирование решения, закрепление устных приемов вычислений многозначных чисел)
Запись решений в тетрадь.
а) В парке посадили 18 кустов роз и 25 кустов сирени.
Сколько всего кустов посадили?
18+25= 43 ( к.)
б) У одного мальчика было 30 марок, а у другого на 12 марок меньше. Сколько марок у второго мальчика?
30-12=18(м.)
в) К празднику купили 24 флажка, а шаров на 18 больше. Сколько шаров купили к празднику?
24 + 18=42(шт.)
3. Решение выражений.
На доске:
64+25 78-32 47+39
Запишите выражения в столбик. Найдите их значение.
(Запись и комментирование у доски. Закрепление письменных приемов вычислений)
Какое правило необходимо помнить при записи выражений в столбик?
(десятки пишем под десятками, единицы под единицами)
64 78 47
25 32 39
Нахождение значения последнего выражения создает проблемную ситуацию, т.к. учащиеся незнакомы с новым приемом
вычисления (переход через десяток).
Вывод: необходимо знать разные приемы вычислений и уметь ими пользоваться.
II. Изучение нового
1. Составление схемы ориентировочной основы действия .
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым приемом сложения чисел с переходом через десяток.
на доске :
47 + 39
Давайте найдем значение этого выражения. Внимательно слушайте объяснение.
(Учитель ведет объяснение приема, сопровождая его записью на доске)
Записываю сумму чисел 47 и 39 в столбик.
1. Пишу десятки под десятками ,
единицы под единицами
2. Складываю единицы.
7ед. да 9ед.= 16 единиц
16 единиц - это 1 десяток и 6 единиц
3. Пишу 6 единиц под единицами
1 десяток запоминаю.
4. Складываю десятки.
4 десятка, да З десятка 7 десятков, да еще 1 десяток запоминали.
Всего 8 десятков.
5. Пишу 8 десятков под десятками.
6. Читаю - значение суммы чисел 47 и 39 равно 86 .
Итак, давайте вспомним, что я делала сначала, потом?
(открывается опора поэтапного формирования действий ѿ на доске)
Пишу десятки под десятками единицы под единицами.
Складываю единицы .
Пишу единицы под единицами.
Запоминаю десятки.
Складываю все десятки
Читаю ответ.
2. Формирование алгоритма действия.
А теперь, повторим последовательность вычислений (работа в парах)
1 ученик рассказывает ,
2 ученик проверяет по учебнику.
(индивидуальная работа по восстановлению деформированного текста «алгоритм действий». Инструктаж.)
Закройте учебники и возьмите на партах карточки с предложениями.
Восстановите порядок выполнения вычислений.
Что делаем сначала? Какой шаг следующий после того, как сложили единицы? (самоконтроль опора на доске)
Физкультпауза
3. Формирование действия в материальном виде.
( Закрепление изученного алгоритма без использования опоры)
Решение выражений
1-й ученик комментирует, пишет
2-й ученик слушает, пишет (смена роли)
4. Формирование действия во внутренней речи (про себя).
(работа с индивидуальным дидактическим материалом)
Повторите последовательность действий. Сколько предложений проговорили?
Игровой момент: 1 ученик проговаривает первую фразу алгоритма,
2 ученик следующую и т.д.
Последний ученик считает количество предложений.
Возьмите карточку, помеченную звездочкой.
Карандашом отмечайте все вычисления.
III. Закрепление нового материала .
1. Самостоятельная работа (по вариантам)
(Закрепление изученного алгоритма в новых условиях. Решение задач, нахождение значений выражений с применением нового
приема вычислений).
Итог урока.
Игровой момент «Отгадай слово»
(используются опорные слова алгоритма действий: ПИШУ,СКЛАДЫВАЮ,
ПИШУ, ЗАПОМИНАЮ, ЧИТАЮ)
Задание на дом .
Найди значение выражения . Восстанови знаки и цифры в записи.
37+47 37
__________________________________________________
Запиши выражения в столбик.
Найди их значения.
1 вариант 2 вариант
22+69 34+59
45+37 63+18
___________________________________________________
Восстанови порядок выполнения действий.
Складываю единицы.
Читаю ответ.
Запоминаю десятки.
Пишу десятки под десятками.
Записываю выражение.
Пишу единицы под единицами
Скачать дидактический материал
(карточки) можно здесь