Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других
сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Тема урока: «Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках
физической культуры в современной школе»
Методическая разработка
преподавателя физической культуры
первой квалификационной категории
Александровой Е.Л.
1. Актуальность проблемы
Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает
действительность и дает прогноз на будущее. Согласно данным полученным специалистами практически здоровыми считают
не более 10% современных школьников. Наиболее часто встречающиеся патологии : нарушения осанки и искривление
позвоночника, нарушения зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления, нарушения
пищеварения. Не остаются без внимания и заболевания нервной системы.
Причинами нарушения здоровья учащихся являются:
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии;
- интенсивность образовательного процесса;
- технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся, приводящие к стрессовым ситуациям;
- невозможность учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный
подход к учащимся с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Главная особенность здоровьесберегающей педагогики — приоритет здоровья, то есть чуткое и внимательное отношение к здоровью.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
- главный принцип «не навреди»;
- забота о здоровье учащихся то есть положительное влияние как на здоровье в целом, так и на эмоциональную сферу детей;
- непрерывность и преемственность;
- включение вопросов здоровья в содержание программ;
- единство физического, психического и духовного здоровья;
- соответствие содержания и организации обучения возрасту обучающихся;
- приоритет позитивного влияния над негативным;
- ответственность учащихся за свое здоровье;
- контроль за результатами.
Решить проблему организации физической активности и профилактики гиподинамии мы можем на уроках
физической культуры. Современные школьники часами просиживают над тетрадями и учебниками, нагрузки
колоссальные плюс увлечение компьютерными играми, Интернетом. В результате на занятия физкультурой
и спортом времени не остается. Это приводит к задержке роста и развития, снижается иммунитет.
Пути решения проблемы
- Не менее 3 уроков физической культуры в неделю
- Содержание уроков направлено на привитие детям интереса к физическим упражнениям, к движению.
- Обязательные паузы в течении учебного дня ( физпаузы, физкультминутки).
- Занятия адаптивной физкультурой.
- Возможность заниматься во внеурочное время.
Существуют разные формы и методы работы. Среди здоровьесберегающих технологий выделяют:
Физкультурно-оздоровительные технологии.
Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и
других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
Стимулирующие.
Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из
нежелательного состояния. Примерами могут быть — температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические.
Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление.
Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма. И т.п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии.
Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
Информационно-обучающие технологии.
Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Гигиенические условия обеспечения учебного процесса
Важный элемент здоровьесберегающих технологий — обеспечение оптимальных условий в школе.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения
урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.
Учитель физической культуры должен:
- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
- не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;
- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря,
надежности установки и крепления оборудования.
Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам
- Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося.
- Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность.
- Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через 2часа занятий.
- Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча.
- Потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску.
- Освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк.
В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные, либо светильники с лампами накаливания
полностью отражённого светораспределения.
- Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом.
- Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки.
- На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.
- В помещении на видном месте должен быть план эвакуации.
- В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.
Санитарно- гигиенические требования к открытым спортивным площадкам
- Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.
- Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми.
- Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие продолжаться не менее 15м после финиша.
- Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м.
- Песок должен быть чистым.
- Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м.
Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию
- Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности.
- Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы.
- Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить.
- Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой.
- Гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев.
- Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.
- Гимнастические маты должны вплотную укладываться.
- Гимнастический мостик должен быть подбит резиной.
- Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой.
- Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований.
Требования к школьным образовательным технологиям
Здоровьесберегающими образовательные технологии оцениваются при следующих условиях:
- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
- отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;
- обеспечивается достаточный уровень мотивации;
- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
- предупреждается переутомление;
- позитивные воздействия преобладают над негативом;
- показатель успешности используется для развития позитивных начал;
- оценка выполняет стимулирующую роль;
- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
Рациональная организация урока
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе
учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут исключение ученики 1класса - 35минут).
Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:
- плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);
- длительность каждого вида деятельности (минут);
- частота смены видов деятельности (минут);
- число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
- места, длительность и условия применения ТСО;
- частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание
(на уроках физической культуры 8-10 минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников,
15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут — для старшеклассников. После этого наступает предутомление,
если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.
Двигательная активность школьников
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической
потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в
то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на
уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по — разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке.
Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на плечах учителей физической культуры.
«Физкультура без освобожденных» — принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры.
Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:
- Занятия больших форм — уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
- Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки
и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).
Оценка динамики состояния здоровья учащихся
Методы диагностики здоровья учащихся
(социально-психологические, психолого-педагогические)
Оценка состояния здоровья должна включать результаты:
- предоставляемые учителями: наблюдения и оценки;
- результаты, предоставляемые родителями;
- результаты, предоставляемые самими учащимися;
- результаты регулярных медицинских осмотров.
Тест-анкета для учителей
Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушения здоровья учащегося.
Учитель дает оценку сам. 0 — признак не выражен; 1 — слабо выражен; 2 — признак проявляется периодически или умеренно
выражен; 3 — явно выражен.
- С детства проявлялось слабое здоровье.
- Ранее переносил тяжелые заболевание, травмы, операции.
- Растет в неблагополучной семье.
- У семьи материальные трудности.
- Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
- Ведет нездоровый образ жизни.
- Ведет малоподвижный образ жизни.
- Низкий интеллектуальный уровень.
- Низкий культурный уровень.
- Характерна несформированность гигиенических навыков.
- Беззаботен, безответственен.
- Слабоволен.
- Безынициативен.
- Не проявляет интереса к своему здоровью.
- Имеет повышенную возбудимость нервной системы.
- Плохой контакт с учителями.
- Повышенная утомляемость.
- Употребляет (употреблял) одурманивающие вещества.
- Курит.
- Часто жалуется на здоровье.
(20-25 баллов — благополучно, более 40 баллов — группа риска.)