Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей физической культуры Основы занятий по физкультуре для учащихся 5-7 классов

Разработки учителей физической культуры

Малый спортивный зал лицея, занятие по физкультуре
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Тема урока: «Основы знаний по отдельным вопросам физического воспитания учащихся 5-7 классов»

Разработка урока
преподавателя ОБЖ и физической культуры
высшей квалификационной категории
Лукина Л.И.


Основные вопросы:
  1. Введение:

  2. А) психологические особенности возрастного развития;
    Б) научись управлять собой;
    В) физическое самовоспитание;
    Г) влияние физических упражнений на основные системы организма;
    Д) здоровье и здоровый образ жизни.

  3. Познай себя:

  4. А) ростово-весовые показатели;
    Б) осанка;
    В) зрение;

  5. Заключение:

  6. А) контрольные упражнения, контрольные тесты;
    Б) первая медицинская помощь.

1.Введение

Данная тема поможет учащимся 5-7 классов овладеть системой знаний о физической культуре, необходимыми двигательными умениями и навыками, умением использовать их в повседневной жизни для укрепления здоровья, улучшения своего физического развития и физической подготовленности.
А) Психологические особенности возрастного развития.
Активное освоение ценностей физической культуры учащимися может успешно осуществляться лишь в том случае, если они познают себя как личность, знают свои возрастные особенности, физические способности и их влияние на своё поведение.
Возраст 12-14 лет относится к подростковому. В это время отмечается мощный подъём жизнедеятельности, глубокая перестройка организма. Происходит не только физическое созревание, но и формирование личности, переход от детства к юности. Наблюдается интенсивный рост, окостенение скелета, совершенствование мускульного аппарата. Несоответствие развитие сердца и сосудов росту, усиление деятельности желез внутренней секреции приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению артериального давления, повышения возбудимости, раздражительности, быстрой утомляемости. Важнейшим фактором физического развития является половое созревание.
Подростки способны к самостоятельному творческому мышлению, рассуждению, сравнению, к выводам и обобщениям. Внимание и память приобретают характер организованных и управляемых процессов.
Волевые проявления у подростков имеют свои особенности: резко возрастает смелость, но снижается выдержка и самообладание, настойчивость проявляется только в интересной работе, снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства.
Для подростков характерна повышенная активность — они многое хотят знать, а ещё больше — уметь. Отсюда склонность за всё браться, увлекаться то одним, то другим делом и не всегда завершать задуманное. Основным в этот период развития личности является становление самостоятельности. Подростки начинают ощущать собственные физические и духовные силы, способны ставить перед собой и самостоятельно решать некоторые практические задачи. Отсюда и требование признать их право на взрослость. Ими не всегда учитывается жизненный опыт, их требования нередко преувеличены и не всегда реальны.
Важным моментом в формировании личности является развитие самосознания (целостное осознание и оценка себя как личности, позволяющая анализировать поступки и действия, находить в них хорошее и плохое) и самооценки, возникновение интереса к себе, своим качествам, потребность сравнивать себя с другими. В развитии самосознания подростка большую роль играют суждения других — оценка их родителями, учителями, товарищами, что позволяет ему смотреть на себя глазами окружающих. С развитием самосознания возникает стремление к самовоспитанию, в процессе которого развиваются положительные и преодолеваются отрицательные качества, получает развитие чувство товарищества, потребность в дружеском общении, его глубокой мотивации, содержательности и устойчивости.
Эти особенности возрастного развития создают предпосылки для включения подростков в активные занятия физическими упражнениями и спортом. Потребности в двигательной активности, физических нагрузках, общении и самоутверждении проявляются в единстве, и их удовлетворение происходит в первую очередь. Шире становится диапазон действия мотива физического самосовершенствования; он побуждает к занятиям тех, кто не удовлетворён своим здоровьем, физическим состоянием, телосложением и т.п.
На занятиях физическими упражнениями, спортом проявляется не сколько желание возвыситься над сверстниками, сколько намерение занять достойное место в коллективе. Соперничество выступает не самоцелью, а средством достижения определённого статуса в группе. Большую роль играют мотивы подражания, следования чьему-то примеру, образу, который чаще всего воплощает в себе мужество, смелость, силу, ловкость, настойчивость и другие качества. Такой пример, учащиеся находят в родителях, учителях, товарищах, тренере, спортсменах, с которыми они общаются или за которыми они наблюдают. С возрастом замечен отход от идеализации близких людей.
Большое значение для возникновения интереса подростков и желания заниматься физическими упражнениями и спортом имеют: мотивы организации уроков, тренировок, наличие в них эмоционального фона. Важно, чтобы занятия отличались новыми впечатлениями, доставляли удовольствие и заканчивались хотя бы самым маленьким успехом, удачей. Учащиеся предпочитают самостоятельно выбрать тот вид спорта, который в большей степени отвечает их потребностям. Поэтому они часто переходят от занятий одним видом спорта к другим.
Несколько теряет побуждающую силу игровой мотив занятий. Учащиеся понимают, что занятия физическими упражнениями, спортом не развлечение, а серьёзная деятельность, требующая постоянного проявления физических и духовных сил. Кроме того, коллективный характер игры заставляет подчинять личные порывы и стремления интересам команды, группы, согласовывать свои действия с действиями товарищей по команде. Но в командной игре подростки всё равно стремятся к личному успеху.
Вот некоторые мотивы проявления активности учащихся 5-7 классов в физкультурно-спортивной деятельности:
  • Овладевать умениями и навыками в избранном виде деятельности;
  • Своими действиями способствовать достижению общего успеха;
  • Испытывать положительные эмоции после достижения личного успеха и успеха товарищей;
  • Получать положительную оценку своих усилий от учителя, родителей, болельщиков;
  • Испытывать острые ощущения, глубокие переживания;
  • Оказать помощь, поддержку и содействие товарищам по команде;
  • Проверить собственную физическую подготовленность и сравнивать её с подготовленностью других

  • Эмоциональное состояние подростка связанно с эмоциональным климатом всего коллектива. Занятия раскрывают привлекательность совместной деятельности, осознания понятия «мы», развивают чувство долга, ответственности перед товарищами, веру в их силы. У подростков наблюдается повышенный эмоциональный тонус, более острое и глубокое переживание побед и неудач, собственных и своих товарищей.
    Под влиянием новых мотивов у подростков изменяется и постановка цели занятий. Они способны не только подчинить свои действия поставленной кем-то цели, но и самостоятельно её поставить, определить её значимость, подчинить ей своё поведение, быть упорным в её достижении.
    Особенности содержания мотивов и целей отражаются на изменении направленности и степени активности деятельности. Наибольший интерес вызывает развитие физических способностей, техника выполнения упражнений, стремление выполнить их правильно, технично. Это относится и к выполнению тактических действий.
    У подростков появляется избирательная познавательная активность по отношению к интересующим их видам спорта, упражнениям. Они стремятся досконально разобраться в их истории, понять их правила, освоить технику. Постепенно у учащихся будет складываться активное положительное отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом, которые в результате станут составной частью личности.
    Б) Научитесь управлять собой.
    Многие ребята хотят иметь хороший и сильный характер.
    Характер — это совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, складывающихся и повторяющихся в её деятельности, общении и отражающихся в типичных для неё способах поведения.
    Характер вырабатывается и изменяется в течение жизни. Вместе с тем на него оказывают влияние врождённые свойства, например темперамент, характеризующий интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний человека. В темпераменте выделяют два основных компонента: активность и эмоциональность, на основе которых он и различается.
    Различают следующие темпераменты: холерический, имея который человек излишне горяч, обладает повышенной возбудимостью, энергичен; меланхолический, при котором отмечается замедленность, неторопливость в движениях; сангвинический, присущий человеку живому, подвижному, жизнерадостному, увлекающемуся; флегматический, принадлежащий человеку хладнокровному, настойчивому, редко раздражающемуся, с замедленной восприимчивостью.
    В основе темпераментов лежит сила и скорость нервных процессов возбуждения и торможения. Холерический темперамент — это сильный, быстрый, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения. Сангвинический тоже сильный, быстрый, но уравновешенный, при котором быстро протекающим процессам возбуждения сопутствуют процессы торможения. Флегматический — сильный, уравновешенный, медленный. Меланхолический — слабый, медленный, неуравновешенный.
    Темпераменты могут по-разному проявляться в чувствах и в поведении человека. Для эмоционально-положительного состояния, настроения, здоровья лучше иметь темперамент сильный, уравновешенный, быстрый. Холерический темперамент способствует повышенной эмоциональности поведения, неуравновешенности, вспыльчивости, иногда проявлению гнева, ярости. Накоплению последствий отрицательных эмоций наблюдается у меланхоликов — легкоранимых, с быстрым нарушением и медленным восстановлением равновесия нервных процессов. У флегматиков, хотя возбуждение происходит медленно, но торможение затем длится долго, а отрицательный результат перевозбуждения может накапливаться.
    Чтобы узнать, какой у вас характер, необходимо наблюдать за собой в повседневном поведении, в выполнении обязанностей, в сравнении себя с другими, в умении прислушиваться к мнению других, уважать их точку зрения. Характер не только познаётся, но и воспитывается в делах. Борьба с трудностями помогает закаливать характер и выработать полезные привычки.
    Можно научиться сдерживать себя, внешне не проявляя своё состояние. Эффективен само приказ: «Я буду спокоен, сдержан». Использование простых упражнений, как в зарядке, в течение 5-6 минут помогает избавиться от чрезмерных эмоций.
    Облегчить и сделать успешным движение к поставленной цели помогут сложившиеся привычки как наиболее устойчивые составляющие вашего характера. Это привычки к определённому распорядку дня, к здоровому образу жизни, к определённым эмоциональным состояниям, в которых человек испытывает потребность.
    В) Физическое самовоспитание.
    В развитии личности большое значение имеет работа над собой — самовоспитание. Самовоспитание — это сознательная деятельность человека, направленная на изменение своей личности (её качеств, способностей, сил и т.п.).
    Физическое самовоспитание характеризуется: направленностью, т.е. мотивами работы над собой, содержанием (оно может быть только физическим или соединено с волевым и т.п.), устойчивостью (случайное, эпизодическое, постоянное), эффективностью в формировании личности (выполняет функции главные или вспомогательные).
    Мотивами физического самовоспитания могут быть: осознание человеком несоответствия своего физического развития и подготовленности требованиям программы обучения, родителей, ближайшего окружения, собственным и др.; идеал или образец, на который ориентируется личность; стремление к признанию в коллективе; требования предстоящей соревновательной деятельности; критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки, и т.п.
    Можно выделить пять групп качеств, обеспечивающих полноценное физическое развитие, определяющих физическую культуру человека:

  • Группа 1 характеризует внешние проявления здоровья, душевного состояния: гармоничность развития тела, его физическое развитие, подвижность, энергичность, бодрость и т.п.
  • Группа 2 определяет результативность физического развития: гармоничность движений, выносливость, работоспособность и т.п.
  • Группа 3 связана с физической подготовленностью, развитием двигательных способностей (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость).
  • Группа 4 определяет отношение личности к своему здоровью, физическому состоянию: самоконтроль, самоанализ, самооценка, т.е. отношение к результатам занятий, уровню физической подготовленности, развитию своей физической культуры и т.п.
  • Группа 5 обуславливает связь развития физических качеств с другими качествами личности: умственными, нравственными, волевыми, эстетическими, эмоциональными и т.п.

  • Развивать необходимо все группы качеств. Процесс самовоспитания можно разделить на четыре этапа:
    1. Самоанализ
    2. Разработка программы и личного плана самовоспитания
    3. Реализация программы
    4. Самоконтроль

    1. Самоанализ связан с выделением положительных качеств, а также отрицательных, которые необходимо преодолевать. Эффект самовоспитания определяется требовательностью к себе. К методам самопознания относят: самонаблюдение за своими действиями, поступками; сравнение себя с теми, кто является для человека примером. Самоанализ требует внимательного рассмотрения совершенных действий, поступков, что позволяет выяснить их причину, определить способ прекращения нежелательного поведения в будущем.
    Самооценка является следствием самоанализа. От неё зависит критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка должна быть объективной.
    2. Разработка программы и личного плана самовоспитания может быть краткосрочной (на неделю, месяц) или долгосрочной (на год).
    Примерная программа выглядит следующим образом.
    Цель — формирование физической культуры личности.
    Задачи деятельности:
    1. Включиться в здоровый образ жизни.
    2. Активизировать познавательную физкультурно-спортивную деятельность.
    3. Сформировать нравственно-волевые качества личности.
    4. Овладеть 3-4 приёмами саморегулирования.
    5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность.

    Примерный личный план физического самовоспитания


    Задачи Средства и методы Содержание средства Дни занятий
    1.Укрепление здоровья, закаливание, включение в здоровый образ жизни Утренняя зарядка, физические упражнения, использование гигиенических и природных факторов, режим дня Комплекс упражнений, контрастный душ, воздушные ванны, режим дня, питание, прогулка перед сном(30 мин.) Ежедневно
    2.Выработка настойчивости Обязательное выполнение намеченного плана Подъём — 7 час. Отход ко сну 22.00 Режим дня Ежедневно
    3.Воспитание выносливости ОРУ, бег. Прогулки на велосипеде и т.п. Бег в чередование с ходьбой (15-20 мин.) Прогулки. 2 раза в неделю (выходные)
    4.Совершенствование координационных способностей ОРУ на развитие координации движений Повторение упражнений Ежедневно

    3. Реализация программы. Для реализации используют методы само воздействия, направленные на совершенствование личности (само приказ, само убеждение, самовнушение, самоуправление, самокритика, самообязательство).
    Самоконтроль включает ведение дневника.
    Г) Влияние физических упражнений на основные системы организма.
    Для того чтобы осознанно и правильно укреплять свой организм, необходимо знать, как физические упражнения влияют на его рост и развитие.
    Организм человека состоит из опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной, нервной, эндокринной систем. Каждая система имеет своё предназначение. Однако все они взаимосвязаны, и чем слаженней работают, тем у человека лучше здоровье.
    Занятие физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие.
    Опорно-двигательную систему составляют скелет и мышцы.
    В скелете человека примерно 200 костей, которые соединены между собой подвижными суставами. Мышцы прикрепляются к костям непосредственно или с помощью сухожилий. Скелет и мышцы обеспечивают движение тела. Кости приводятся в движение сокращением прикреплённых к ним мышц.
    Занятие физическими упражнениями повышают мышечную силу, под их воздействием утолщаются мышечные волокна, увеличиваются мышцы в целом. Мышцы по названиям объединяются в группы: мышцы шеи, плеча, спины, брюшного пресса и т.д.
    Упражнения для тренировки различных групп мышц

    1. Поднимание туловища, лёжа на спине — укрепляют мышцы живота, формируют мышечный корсет.
    2. Поднимание ног лёжа на спине — укрепляют мышцы ног и живота, уменьшают жировые отложения, формируют правильную осанку.
    3. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимание) — укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, спины, способствуют формированию правильной осанки, улучшают форму груди.
    4. Наклоны вперёд — укрепляют мышцы живота и спины, повышают гибкость.
    5. Наклоны туловища в сторону — укрепляют мышцы живота и спины, увеличивают подвижность позвоночника, уменьшают его искривление в боковой полости.
    6. Поднимание на носки — укрепляет мышцы и связки голеностопного сустава, является хорошей профилактикой заболеваний суставов и плоскостопия тела (равновесия).
    7. Прыжки вверх с места рекомендуются для развития мышц ног, увеличивает их силы и прыгучести, укрепления связок голеностопного сустава. Полезны для профилактики плоскостопия, улучшают состояние систем кровообращения и дыхания.

    Эти упражнения полезно выполнять регулярно, по 5-7 раз каждое, после них хорошо сделать упражнения в висе или на растяжение.
    Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала, пищеварительных желез. Пищеварение необходимо для роста и восстановления организма, поддержания умственной и физической работоспособности, а также температуры тела. Пища содержит разнообразные питательные вещества, необходимые для жизни человека. Регулярные занятия физическими упражнениями, игры на свежем воздухе, кроссы оказывают тонизирующее воздействие на органы пищеварения и на весь организм в целом. Для улучшения пищеварения полезны упражнения для брюшного пресса, на гибкость, растяжение.
    Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов.
    В процессе занятий физическими упражнениями и спортом все системы начинают работать более экономично, происходит утолщение стенок сердца, увеличение его размера и веса.
    Недостаток движений нарушает работу сердца и сосудов, внутренних органов в целом, падает работоспособность, ухудшается умственная деятельность подростков.
    Наблюдение за ЧСС (пульсом), является доступным средством контроля над работой сердечнососудистой системы. Пульс в состоянии покоя в норме у здорового человека ритмичный, без перебоев: у мальчиков 70-75 уд./мин., у девочек 75-80 уд./мин.
    Любая физическая нагрузка, даже незначительная, вызывает учащение пульса. Чем больше нагрузка, тем чаще пульс. Проверить состояние сердца в покое и после нагрузки можно, подчитав количество ударов за 10 с, положив руку на одну из зон пульсации.
    Интенсивность нагрузки при выполнении физических
    упражнений учащихся 5-7 классов


    Интенсивность нагрузки Частота сердечных сокращений, ударов в минуту
    Мальчики
    Девочки
    Низкая До 130 До 135
    Средняя 131-155 136-160
    Большая 156-175 161-180
    Высокая 176 и выше 181 и выше

    Работа сердца считается хорошей, если пульс после физической нагрузки восстанавливается за 5-10 минут до своего показателя в покое. Важным показателем состояния здоровья и работы системы кровообращения является артериальное давление (АД). Измерить его можно с помощью прибора — тонометра.
    Хороший показатель АД — 120/60 мм рт. ст.

    Дыхательная система принимает участие в обеспечении организма кислородом, выводит из организма углекислый газ. В дыхательной системе большую роль играют лёгкие, которые осуществляют обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью. В спокойном состоянии человек делает 16-20 дыхательных движений в 1 минуту. При таком темпе дыхания вдох осуществляется за счёт сокращения межрёберных мышц и мышц диафрагмы. Важным показателем функции дыхательной системы является жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Она определяется максимальным количеством воздуха, которое может вдохнуть человек после максимального вдоха. Изменить ЖЕЛ можно прибором, который называется спирометром.
    При выполнении физических упражнений резко возрастает потребность работающих мышц и мозга в кислороде. В покое через лёгкие проходят 6-7 л в 1 минуту воздуха, а при выполнении упражнений (бег, плавание и т.д.), — до 120-130 л в минуту. Благодаря занятиям физическими упражнениями увеличиваются размеры грудной клетки, её подвижность, возрастает ЖЕЛ, что позволяет успешнее выполнять упражнения, особенно на выносливость.

    Средние показатели ЖЕЛ учащихся 5-7 классов

    Интенсивность нагрузки Частота сердечных сокращений, ударов в минуту
    Мальчики
    Девочки
    11 2000-2300 1500-1700
    12 2350-2500 1750-1900
    13 2550-3000 1950-2200

    Выделительная система очищает организм от продуктов распада и удаляет лишнюю воду. Здесь большую роль играют почки — парные органы, лежащие в брюшной полости по обеим сторонам позвоночника на уровне поясницы.
    Физические упражнения помогают системе выделения справиться с очищением организма. При занятиях увеличивается кровоток, ускоряются обменные процессы во всех системах, повышается потовыделение, быстрее происходит восстановление организма.
    Нервная система делится на центральную, к которой относится головной и спинной мозг, и периферическую (…нервные клетки во всех органах человека).
    Нервная система условно разделяется на соматическую, обеспечивающую регуляцию двигательного аппарата, и вегетативную, регулирующую протекание процессов обмена веществ, работу внутренних органов. Она регулирует, объединяет, согласовывает деятельность всех систем организма. Благодаря ей осуществляется согласование поведения человека и его реакций, поддерживается постоянная связь организма с окружающей средой. Любое нарушение связи между нервной системой и органами приводит к болезни. Для хорошего функционирования этой системы рекомендуется заниматься бегом на свежем воздухе, плаванием в открытых водоёмах, ходьбой на лыжах, бегом на коньках.
    Всё это поможет улучшить состояние нервной системы. Оздоровить работу всех органов и систем. Очень полезны для нервной системы закаливающие процедуры.
    Эндокринная система участвует в регуляции всех клеток и тканей организма. Благодаря различным железам внутренней секреции эндокринная система вырабатывает и выделяет в кровь особые химические вещества — гормоны. Они могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое или психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов.
    Занятия физическими упражнениями помогают стабилизировать работу эндокринной системы. В процессе занятий увеличивается кровоток, обогащение организма кислородом, активизируются обменные процессы организма, улучшается настроение и аппетит.

    Д) Здоровье и здоровый образ жизни.
    Что такое здоровье?

    «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» — такое определение даёт Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
    Выделяются три уровня ценности здоровья:
    1. биологический, определяющий совершенную соморегуляцию организма, слаженную работу всех его физиологических процессов, что позволяет человеку успешно адаптироваться к природным и другим условиям жизнедеятельности;
    2. социальный, характеризующий здоровье как меру проявления человеком социальной активности в учёбе, работе, общественной, культурной деятельности, его деятельного отношения к миру;
    3. личностный, рассматривающий здоровье как отрицание болезни, её предотвращение, профилактику.

    Факторами, влияющими на здоровье, являются: образ жизни, наследственность, внешняя среда и природно-климатические условия, медицинское обслуживание.
    Слагаемые здорового образа жизни — это: режим дня, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятия физическими упражнениями и спортом и другие.

  • Режим дня — это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность, приём пищи.
  • Двигательная активность — сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, занятиях физическими упражнениями. (в течении дня 1.4 — 1.7 час., за неделю — 10-12 часов). Для занятий необходимо иметь спортивную форму. Для самостоятельных занятий дома необходимо определить место и иметь набор спортивного инвентаря: гантели, эспандер, скакалку, гимнастический обруч, перекладину.
  • Личная гигиена — составная часть гиены физической культуры и спорта. В это понятие входит гигиена тела, сна, питания, одежды и обуви, разумное чередование труда и отдыха с использованием физических упражнений и отказ от вредных привычек.
  • Рациональное питание — это правильное соотношение по энергоёмкости и калорийности принимаемых продуктов питания с нормой пищи. (В состоянии покоя расход энергии в 1 час на 1 кг массы тела равен 1 килокалории). При регулярных занятиях физическими упражнениями человеку требуется (при весе — 45 кг, в час 45 ккал. — 1080): белка — 2-2.5 г на 1 кг массы тела; 100 — 120 г в сутки; необходимы углеводороды, 20-30 г минеральных веществ, микроэлементы, витамины.
  • Вода и питьевой режим — суточная потребность 1.5-2.5 л.
  • Закаливание — комплексная система оздоровительных мероприятий и воздействий на организм с использованием целебных сил природы — солнца, воздуха, воды. (Основные принципы закаливания: постепенность; систематичность; учёт индивидуальных особенностей; разнообразие средств закаливания.)
  • Режим труда и отдыха. Основные правила: подъём в одно и тоже время; выполнение утренней гимнастики и водных процедур; приём пищи в одно время; пребывание на свежем воздухе не менее 3 часов; выполнении домашних заданий в одно время; занятие до 2-х часов не менее 3-х раз в неделю физическими упражнениями; сон не менее 9-10 часов в сутки, отход ко сну водно время.
  • Правильное сочетание умственного и физического труда.

  • Одним из пагубных воздействий на организм и здоровье человека являются вредные привычки. Отказ от вредных привычек — это показатель силы воли, независимости, сильного характера личности.
    2.Познать себя.

    А) Росто-весовые показатели (рост, вес).
    Длину тела (рост), можно измерить, встав спиной к стене (касаясь её затылком, спиной) и воспользовавшись сантиметровой лентой.
    Регулярно контролируя длину своего тела, можно определить темпы своего роста.
    (Измерения надо проводить в одно и то же время суток).
    Массу тела (вес), нужно контролировать, измеряя его хотя бы раз в месяц с помощью напольных весов.
    Большие приросты массы тела происходят в подростковом возрасте.
    Вес тела должен соответствовать его росту. Лишний вес создаёт дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, осложняет работу опорно-двигательного аппарата, провоцирует многие заболевания.
    Для профилактики появления избыточного веса следует заниматься регулярно физическими упражнениями. Больше ходить пешком (до 5 км в сутки), бегать, кататься на лыжах, плавать и т.п. (Заниматься каждый день по 30 минут). В рационе питания было больше овощей и фруктов.

    Средние росто-весовые показатели учащихся 5-7 классов

    Возраст, лет
    Длина тела, см
    Масса тела, кг
    Мальчики
    Девочки
    Мальчики
    Девочки
    11
    138-149
    138-152
    32.1-40.9
    31.7-42.5
    12
    143-158
    146-160
    36.7-49.1
    38.4-50.0
    13
    149-165
    151-163
    39.3-53.0
    43.3-54.4

    Б) Осанка — это привычная поза человека, в положении стоя, сидя и во время ходьбы. Она может быть правильной и неправильной. При её нарушениях движения человека становятся неловкими, внутренние органы смещаются, возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице. Нарушения осанки могут привести к очень серьёзным заболеваниям потере работоспособности.
    Чтобы избежать нарушений осанки, необходимо соблюдать следующие правила:
    1. Отказаться от привычек: носить сумку всегда в одной и той же руке, стоять, опираясь на одну и ту же ногу; ходить, ссутулившись, опустив голову, шаркая ногами; сидеть в неправильной позе.
    2. Сидеть на стуле надо, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Между телом и краем стола должен быть зазор не менее 5 см, ноги должны быть согнуты в коленных и тазобедренных суставах под прямым углом. Стул должен быть обязательно со спинкой.
    3. Не спать на слишком мягкой постели с очень высокой подушкой. Постель должна быть жёсткой, подушка — плоской.
    4. Укреплять мускулатуру тела.


    В вертикальном положении тело человека поддерживают мышцы.
    Упражнения для сохранения и поддержания правильной осанки
    c предметом на голове.

    (В качестве предмета можно использовать мешочек с песком — 200 г.)

    1. Удержание предмета на голове, стоя на месте.
    2. Поднимание на носки, приседания, повороты, выпады и т.д.
    3. Ходьба — обычная, на носках, пятках, высоко поднимая колени и т.д.
    4. Ходьба на гимнастической скамейке, бревну.
    5. Перешагивание через невысокие препятствия.
    6. Лазание по гимнастической стенке, передвижение по стенке.


    Упражнения для укрепления мышц стопы

    1. Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней поверхности стопы.
    2. Ходьба по канату, охватывая предмет стопами и пальцами ног.
    3. Выхватывание руками малого мяча, зажатого между стопами, в момент прыжка.
    4. Захватывание и перекладывание пальцами ног мелких предметов.
    5. Сидя, перетягивание пальцами ног скакалки влево и вправо.
    6. Прыжки на носках с разгибанием коленей.
    7. Сидя, сгибание, разгибание, круговое движение стопой вправо и влево с усилием.


    В) Зрение — это физиологический процесс восприятия человеком величины, формы и цвета предметов, их взаимного расположения и расстояния между ними, обеспечивающий ему возможность ориентироваться в окружающем мире.
    Дефицит движений неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Близорукость, которая возникает в школьные годы, проявляется преимущественно у учащихся с недостаточным физическим движением. (Необходимо соблюдать элементарные правила, снижающие риск появления болезни глаз…).

    Гимнастика для глаз

    1. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. 6-8 раз.
    2. Сидя, быстро моргать в течении 1-2 минут.
    3. Стоя, смотреть прямо перед собой 2-3 с, затем перевести взгляд на кончик носа, смотреть 3-5 с. 7-8 раз.
    4. Сидя, держа голову неподвижно, перевести взгляд вверх, зафиксировав его на 2-3 с, затем прямо - 3-5 с, аналогично вниз, вправо-прямо, влево-прямо, по диагонали в одну и другую стороны. 3-4 раза.
    5. Сидя, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
    6. Стоя, посмотреть на указательный палец, удалённый от глаз на 25-30 см, медленно приблизить его к кончику носа, потом перевести взгляд вдаль. Смотреть 5-6 с. 4-5 раз.
    7. Отвести руку вправо и, медленно передвигая, палец полусогнутой руки справа налево, следить за ним глазами, не двигая головой. То же, двигая палец слева направо. 8-10 раз.

    Первая медицинская помощь.

    Во время занятий физическими упражнениями нередко возникает опасность получения травм. Для того чтобы, это не случилось, надо соблюдать правила безопасности, страховки и разминки. Кроме того, каждый должен уметь при необходимости оказывать помощь себе и ли другому человеку. Наиболее часто при занятиях физическими упражнениями случаются ушибы, ссадины, потёртости, раны, растяжения, вывихи, переломы, переохлаждения, солнечные удары.
    УШИБЫ нередко сопровождаются повреждением кровеносных сосудов и возникновением подкожных кровоизлияний (синяков). В результате возникает боль и припухлость, изменяется цвет кожи.

    ПМП. На место ушиба наложить на 20-30 минут холодный компресс или лёд, после этого сделать тугую повязку и придать возвышенное положение пострадавшей части тела.

    ПОТЁРТОСТИ связаны с повреждением кожи на ногах и руках из-за трения или давления. Причиной могут быть неудобная обувь, тесная одежда и др.

    ПМП. Место потёртости необходимо промыть перекисью водорода и наложить на него стерильную повязку или наклеить бактерицидный пластырь.

    РАНЫ бывают поверхностными, когда повреждена только кожа и глубокими ( венозное, артериальное, капиллярное кровотечения).

    ПМП. Ссадина промывается чистой водой и обрабатывается перекисью водорода. (смазывается йодом или зелёнкой, накладывается повязка.
    При более серьёзных кровотечениях применяют способы остановки кровотечений (жгут, давящую повязку). Жгут накладывают на определённое время, чтобы ткани не омертвели — летом до 2-х часов, зимой до 1 часа. Под жгут кладут записку с указанием времени наложения жгута. Обратиться к врачу.
    При носовом кровотечении пострадавшему наложить холодный компресс на переносицу, в крылья носа поместить ватный тампон смоченный перекисью водорода. Голову не запрокидывать, нельзя сморкаться и зажимать нос платком.

    РАСТЯЖЕНИЯ мышц сопровождаются болью и образованием припухлости на месте травмы

    ПМП. На повреждённое место наложить холодный компресс и тугую повязку, ограничить движения.

    ВЫВИХИ сопровождаются резкой болью при движении.

    ПМП. Повреждённой конечности следует обеспечить покой и зафиксировать её с помощью линейки, планки или рейки. Обратиться к врачу.


    ПЕРЕЛОМЫ — это полное или частичное нарушение целости кости. При переломах ощущается сильная боль, возникает кровоизлияние, припухлость.

    ПМП. Полный покой и неподвижность повреждённой конечности. Используют шины, фиксировать два ближайших сустава. (Переломы — открытые и закрытые).
    При повреждении позвоночника — пострадавшего уложить на щит, доску и отправить в больницу.


    Cолнечный и тепловой удары возникают в результате продолжительности на солнце или в тёплой одежде. Появляется слабость, побледнее кожи, головокружение, тяжесть в ногах и тошнота.

    ПМП. Пострадавшего перевести в тень, расстегнуть верхнюю одежду, приподнять голову и положить смоченную в воде косынку на голову и область сердца.


    Переохлаждение организма

    ПМП. Как можно быстрее попасть в помещение, согреться, если есть возможность принять тёплую ванну и выпить тёплого сладкого чая.




    Сегодня сайт посетило — 52
    страниц просмотрено — 148
    просмотрено страниц за все время— 9192
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей физической культуры Основы занятий по физкультуре для учащихся 5-7 классов