Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов Создание музея А.С.Пушкина, 4 класс

Разработки учителей начального образования

Дошколята рисуют на асфальте
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

Создание музея А.С.Пушкина



Автор разработки:
Ермакова Надежда Михайловна — учитель
высшей квалификационной категории

Цель:
  1. Формировать интерес к чтению.
  2. Знакомить с иллюстраторами произведений А.С.Пушкина.
  3. Продолжать знакомство с творчеством А.С.Пушкина.


Подготовительная работа:
  • Дети получают задание прочитать сказки А.С.Пушкина.
  • Провести конкурс чтецов.
  • Провести конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина и организовать выставку рисунков.
  • Организовать выставку книг со сказками А.С.Пушкина.


  • Оформление класса:
  • Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.
  • Выставка рисунков учащихся к сказкам поэта.
  • У учащихся на партах лежат книги со сказками А.С.Пушкина, которые они принесли.


  • 1. В школах нашей страны проводится Всероссийский урок чтения.
    Как вы думаете, с какой целью его проводят?
    В этом году мы посвятим этот урок творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина. Его имя известно даже за пределами России.
    В нашей стране созданы музеи А.С.Пушкина, его именем названы площади, скверы, улицы.
    В Санкт-Петербурге находится Музей-квартира поэта на Мойке.
    (Учитель показывает фото музея)
    А вот известный памятник А.С.Пушкину в Москве, скульптор А.Опекушин.
    (Учитель показывает фото)
    А как имя поэта связано с Калугой и Калужским краем?
    (В городе есть сквер имени А.Пушкина. В Калужской области Усадьба-музей в Полотняном Заводе, где родилась и выросла Наталья Гончарова — супруга поэта.)

    Я предлагаю создать свой музей, посвященный сказкам поэта.

    2.Вы любите сказки?

    А.С. Пушкин любил сказки с детства. Их ему рассказывала его бабушка Мария Ганнибал и няня Арина Родионовна. Он слушал народные сказки не только в детстве, но и когда стал уже взрослым человеком. Когда Пушкин жил в родовом имении Михайловское, долгими зимними вечерами он с упоением слушал народные сказки своей няни. Его восхищало сказочное волшебство сюжетов, мелодичность и яркость народного языка. С восторгом он писал своему брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
    Какие сказки А.С.Пушкина вы читали к сегодняшнему уроку? Есть ещё одно произведение Пушкина сказочного содержания. Какое? (Поэма «Руслан и Людмила»)
    К сегодняшнему уроку вы не только прочитали его сказки, но и выполнили к ним рисунки. Сегодняшний урок покажет, кто из вас лучше других знает сказочное творчество поэта. За использование цитат из сказок Пушкина, а также за правильные ответы на вопросы сегодняшнего урока вы будете получать жетоны. В конце урока по их количеству мы и определим победителя.

    3. Итак, приступим к созданию музея Пушкина.

    В каком здании может располагаться этот музей? (В землянке, избе, тереме, царских палатах, в шатре.)
    В каких сказках вы встречали эти здания? Подтвердите свои ответы отрывками из сказок. (Свои ответы на этот и последующие вопросы дети сопровождают чтением отрывков из произведений поэта)
    Я предлагаю расположить музей в тереме. (На доске появляется табличка с надписью «Музей сказок А.С.Пушкина». Под ней вывешивается изображение терема.)
    4. Вокруг музея нужно разбить сад-парк.
    Какие деревья там обязательно будут расти? (ель, дуб, яблоня)
    5. Поблизости я предлагаю поместить водоём. Почему?
    (В сказках встречаются герои, жизнь которых связана с водой: золотая рыбка, 33 богатыря, царевна-лебедь)

    6. Музей наш небольшой. В нём будет всего два зала. В первом расположится выставка книг со сказками Пушкина и галерея портретов.
    Чей портрет первым мы туда поместим?
    (Пушкина)
    Многие художники писали портрет поэта. Перед вами один из самых известных портретов пера замечательного художника О.Кипренского.
    (Учитель вывешивает портрет в левой части доски)
    Художников разных времен и жанров вдохновляла не только идея изобразить самого поэта, но и героев его сказок. Вы видите репродукции картин известных художников В.Васнецова и Михаила Врубеля.
    (Учитель показывает репродукции картин «Царевна-лебедь» и «Витязь на распутье»)
    Из какого произведения этот витязь?
    («Руслан и Людмила»)
    А из какой сказки эта героиня?
    («Сказка о царе Салтане»)

    7. Перед вами выставка книг, на которой вы видите и отдельные издания сказок, и целые сборники. Посмотрите, как красочно они оформлены.
    Как называются рисунки, которые изображают героев произведения или сцены из них?
    (Иллюстрации) А как называют художников, которые иллюстрируют книги?
    (Художники-иллюстраторы)
    Определите, к какой сказке эта иллюстрация?
    («Сказка о царе Салтане»)
    Это иллюстрация известного художника Ивана Билибина.
    (Учитель вывешивает иллюстрацию под портретом Пушкина.)
    (Другие иллюстрации будут расположены рядом.)
    Из какой сказки эти герои? Кто это?
    (Царевна и семь богатырей из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)
    Художник, который их нарисовал — Борис Зворыгин.
    А это иллюстрации известного иллюстратора Владимира Канашевича. К какой сказке она выполнена?
    («Сказка о золотом петушке»)
    Особое место среди иллюстраторов, работавших с книгами А.Пушкина, занимает Татьяна Маврина. Её рисунки отличаются яркостью, колоритом, они очень близки по своей манере к народной росписи. А это рисунок в стиле палеховского народного промысла. Автор этой иллюстрации Анатолий Куркин.
    Как узнать фамилию художника-иллюстратора, который принял участие в оформлении книги?
    (На обложке книги указывается его фамилия.)
    Рассмотрите книги, которые вы сегодня принесли, и назовите фамилию иллюстратора.
    Хочу предложить вашему вниманию иллюстрации, выполненные юными художниками 4 «Б» класса.
    Какие отрывки из сказки соответствуют этим иллюстрациям?
    (Дети зачитывают отрывки)
    8. Мы переходим во второй зал нашего музея. Здесь будут располагаться экспонаты из сказок Пушкина.
    Что такое экспонаты?
    Какие сказочные предметы могут занять здесь своё место?
    (Зеркальце, кораблик, дом хрустальный для белочки, верёвка, корыто, наливное яблоко, золотая цепь, невод, кораблик, лук со стрелами, грамоты царя Салтана и т.д.)
    (Учитель прикрепляет рисунки с изображением этих предметов на правой части доски)
    Прочитайте отрывки из сказок, где о них упоминается.
    9. Как называют работника музея, который хорошо знает о каждом музейном экспонате и может интересно о них рассказать?
    (Экскурсовод)
    Экскурсоводы нашего музея должны хорошо знать сказки А.С.Пушкина. Проверим, кто из вас мог бы работать здесь экскурсоводом.
    Викторина

    1. Назовите героя, с которым соревновался Балда (Бесенок.)
    2. Как зовут героя, которому принадлежат слова:
    3. Месяц, месяц, мой дружок! Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя?
    4. Назовите князя — владыку острова Буяна?
    5. Какая была кличка собаки в «Сказке о мертвой царевне».
    6. Какой королевич, оживил мертвую царевну.
    7. Назовите фамилии художников-иллюстраторов сказок Пушкина.
    8. Как звали коварную сватью из сказки Пушкина?


    9. Подведём итог нашему конкурсу. Посчитайте, сколько жетонов у каждого из вас.
      Почётным экскурсоводом нашего музея мы назначаем...



    Сегодня сайт посетило — 474
    страниц просмотрено — 814
    просмотрено страниц за все время— 876
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей начальных классов Создание музея А.С.Пушкина, 4 класс