Публикации преподавателей
|
|
|
I. Организационный момент | |
II. Проверка домашнего задания | |
1. Индивидуальный письменный опрос. Три ученика работают письменно по карточкам. Скачать карточки для распечатки Карточка № 1 1) Допиши предложение: Тундра - это… 2) Напиши, какая растительность свойственна степям, а какая тундре: мхи, лишайники, растения травянистые раннецветущие, растения стелющиеся, засухоустойчивые, злаковые, вечнозеленые, ягодные кустарнички. Степи: Тундра: Карточка № 2 1) Допиши предложение: Тундра - это… 2) Где обитают песец, лемминг, полярная сова? Выбери и подчеркни правильный ответ:
Карточка № 3 1) Подчеркни названия животных, которые обитают в тундре: хомяк, заяц-русак, волк, дрофа, еж, белая сова, иволга, лемминг, рысь, лось, заяц-беляк. Какие приспособления позволяют этим животным жить в условиях тундры? |
Выполняют задание |
2. Фронтальный устный опрос. | |
В какой природной зоне мы побывали вместе с экспедицией С. Дежнева? | В тундре |
Покажите на карте эту природную зону. | Один ученик показывает территорию тундры на карте «Природные зоны России», которая висит на доске. |
А что такое природная зона? | Большая территория Земли с близкими климатическими условиями и почвами, на которых вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. |
По ходу ответа учащегося учитель вывешивает на доске карточки: Природная зона Климат Растения Животные Почва |
|
Что из перечисленного относится к неживой природе? | Климат, почва. |
Что такое климат? | Многолетний режим погоды, характерный для данной местности. |
Какая погода в нашей местности сегодня? | Сообщение делают дежурные класса. |
Какому признаку отводится ведущая роль в определении климата? | Количеству тепла |
От чего зависит количество поступающего тепла на данную территорию? | От высоты солнца над линией горизонта и удаленности территории от экватора. |
Какие еще факторы имеют большое значение для определения климата? | Количество осадков, ветер. |
По ходу ответов учащихся учитель прикрепляет к доске рядом с карточкой «Климат» условные знаки, обозначающие: температуру воздуха, положение солнца, осадки, ветер. | |
3. Индивидуальный устный опрос: | |
Расскажите о климате тундры. | Зима продолжается 7-8 месяцев, морозы до 50-60 градусов. Лето короткое, холодное, Осадков выпадает немного, но воды в тундре много из-за слабого испарения. Земля летом оттаивает на небольшую глубину, ниже находится слой вечной мерзлоты. Тундра — открытое пространство, поэтому свирепствует сильный ветер, и снеговой покров из-за этого неглубокий. |
Учитель собирает карточки. | |
III. Формирование новых знаний и умений | |
Постановка первой учебной задачи | |
Дети, представьте, что мы с вами в самый разгар зимы по мановению волшебной
палочки оказались посреди тундры. Как вы думаете, сможете ли вы там выжить? Что для этого нужно знать? (Учитель собирает ответы) |
Чтобы выжить, надо знать об особенностях климата и образа жизни в тундре. |
Работа в группах. Я вам предлагаю подумать, каким должно быть жилище человека в тундре, из какого материала его можно построить. Свою задумку — свой проект вы изобразите на бархатной бумаге мелками. Работать будете по группам. Это задание выполняют первые две группы. А две другие группы подумают об одежде для жителей тундры, чтобы она была теплой и удобной. Свой проект вы также изобразите на бархатной бумаге. Для выполнения этой работы даю вам 5 минут, после чего каждая группа будет защищать свой проект. |
Защита проекта — обсуждение вариантов жилища и одежды. Работа с учебником. |
Сравним ваши проекты жилища в тундре с тем, как описывает их
полярник |
Чтение текста учебника на |
Что является обязательным для постройки чума? (Учитель собирает ответы). Итак, для постройки чума необходимо: 1) использование оленьих шкур шерстью наружу; 2) длинные шесты, которые ставят конусом; 3) установка печи, дым от которой должен выходить в отверстие вверху. |
|
Сравним наши проекты одежды с тем, как ее описывает автор учебника. | Чтение текста учебника на |
Какой должна быть одежда в тундре?
(Учитель собирает ответы). Итак, в зимний период 1) одежда должна быть только меховая, 2) носят два вида одежды: малицу и кухлянку, 3) На ноги одевают унты. Учитель дает словесную оценку работе учащихся в группах. Теперь мы с вами зимой в тундре не замерзнем. Мы сможем объяснить другим: что нужно знать каждому, кто собирается поехать в тундру зимой. Мы также знаем, что такое чум и какую одежду нужно носить в тундре. |
|
Постановка второй учебной задачи. | |
Мы с вами узнали, что для постройки жилища и для пошива одежды необходимы
шкуры оленей. А где их взять? Запишем в тетради: «Занятия населения тундры: оленеводство и охота». |
Надо разводить оленей или охотиться на диких оленей. |
Оленеводство является основным занятием населения тундры. Почему? (Учитель собирает ответы). |
|
Олени очень хорошо приспособились к жизни в тундре. Вспомните, какие особенности позволяют им жить в этой суровой природной зоне? | Густой, теплый мех, широкие копыта, длинные ноги, добывает сам основной
зимний корм — ягель. А человек одомашнил диких оленей и научился разводить их. Человек в тундре без оленя выжить не может. Благодаря оленям у человека есть одежда и жилье. Но кроме этого олень дает молоко и мясо. Люди используют оленя и как транспорт для перевозки грузов и пассажиров. Упряжка из 3-4 оленей с грузом на нартах 200-300 кг и зимой, и летом свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. |
Кроме перечисленных, есть еще один давнишний вид деятельности коренного населения тундры. Прочитаем о нем в учебнике на с.180 (последний абзац). | |
Итак, перечислите основные виды деятельности населения тундры. Запишите в тетрадь третье занятие населения тундры. |
Оленеводство, охота, рыболовство. Рыболовство. |
Постановка третьей учебной задачи. | |
Почему существует такое выражение «ранимая тундра»?
(Учитель собирает ответы). Коренные жители тундры веками вырабатывали правила поведения в окружающей природе. Издавна четко определялись сроки и ограничения охоты и рыболовства. Охота была без выстрелов и взрывов. Использовали капканы, петли, ловушки. Добывали в природе зверей, рыбы и ягод столько, сколько нужно для жизни, ничего лишнего. Издавна оберегались пастбища оленей: перекочевывали со стадом на новое место, когда ягеля было еще достаточно на старом пастбище. Возвращались на использованные пастбища через несколько лет. Ягоды собирали, не повреждая растения, так как поврежденное растение долго болеет и может погибнуть. Все эти правила коренные жители усваивали с малых лет и никогда их не нарушали. Сейчас в тундре поселилось очень много приезжих. Им неведомы законы коренных жителей, поэтому, не зная особенностей природы тундры, своей деятельностью эти люди нередко наносят ущерб природе. Например, разрушается растительный покров тундры современными транспортными средствами. След от вездехода зарастает несколько десятков лет. |
|
IV. Рефлексия Пусть каждый из вас подумает, что он нового узнал сегодня на уроке. А что вы хотели еще узнать о жизни людей в тундре? |
|
V. Домашнее задание 1) Представьте, что вы родились в семье оленевода. Расскажите о своей жизни: о жилище, о том, как вы одеваетесь, чем занимаетесь. В составлении такого рассказа вам поможет материал учебника на страницах 2) Используя карту, запишите в тетрадь название городов в зоне тундры. 3) Подготовьте ответ на вопрос: какой ущерб природе тундры наносит деятельность человека? Об этом вы сможете прочитать на нашей выставке в книжке-раскладушке. |