Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Духовно-нравственная культура Разработки уроков Истоки и бытование иконы на Руси
Урок Православной культуры во 2-ых классах проводит Глазова Елена Николаевна

Духовно-нравственное воспитание на основе Православной культурной традиции

Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Разработка урока по духовно-нравственной культуре
подготовлена учителем высшей квалификационной категории
почетным работником общего образования
Глазовой Е.Н.


Тема урока: «Истоки и бытование иконы на Руси»
Презентацию можно посмотреть здесь
Задачи:
— расширить знания об иконописи, ее отличии от живописи, средствах создания икон, иконописцах;
— сформировать представление о развитии иконописи на Руси;
— формировать отношение уважения к объектам православного искусства.
Основные понятия: Икона. Канон. Лик.
Средства: презентация.

План:
  1. Проверка знаний.
  2. Обьяснение нового материала
  3. Закрепление.

1. Проверка знаний.
Беседа
  1. Что такое икона? (Икона — это священное изображение).
  2. Как христиане относятся к иконе? (Христиане почитают икону, относятся с особым уважением).
  3. Икона является не просто художественным изображением, но молитвенным образом. Что это значит? (Это значит, что христианин может мысленно обратиться с молитвой к первообразу).
  4. Как называют лица святых или Христа, изображенные на иконе? (Лица святых или Христа, изображенные на иконе, называют Ликами).
  5. Смотрим. Спас Нерукотворный. Икона (илл.).
  6. — Кто изображен на иконе? (Лик Христа).
    — На чем изображен Лик? (На плате — полотенце).
    — Как появилась первая икона Спасителя «Спас Нерукотворный»?
  7. Иконы пишут разные иконописцы в разное время. Почему их изображения схожи? (Для написания священных изображений должны быть выполнены обязательные правила, они называются иконописным каноном).

2. Обьяснение нового материала
Иконописание началось на Руси более тысячи лет назад, когда в 988 году крестился князь Владимир, а затем приняли православие многочисленные славянские племена, объединившиеся к этому времени в обширное и мощное государство — Киевскую Русь. К христианству Русь приобщила Византия, в которой было выработано новое, по сравнению с античной эстетикой отношение к изображению и сформулировано учение об иконе. В Х веке могущественная империя уже обладала сложившимся каноном православного искусства, выразившимся в блистательных художественных формах. Отказаться от языческого многобожия и принять «истинную» веру князю Владимиру предлагали миссионеры разных земель.
Речь греческого философа, изложившего Владимиру Священную историю сотворения мира, произвела на князя неизгладимое впечатление. Оратор не только растолковал ему «зачем Бог сошел на землю», но и объяснил значение грядущего Страшного суда, показав князю икону с его изображением. Еще больше убедил князя Владимира рассказ десяти славных мужей, побывавших в странах, от лица которых ранее выступали посланцы иных религий, о службе в греческом храме: «И ее знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты такой...»
К воплощению идеальной красоты на протяжении столетий стремилась русская икона. Греческие митрополиты и священники привезли на Русь первые украшенные миниатюрам, книги Священного писания, драгоценные богослужебные сосуды, церковные облачения и иконы, пользовавшиеся огромным почетом, — с них начали писать первые русские образы. Традиции называть наиболее чтимые и древние иконы Корсунскими, то есть греческими (Корсунь — русское название города Херсонеса в Крыму, где принял крещение князь Владимир), сохранялась на Руси на протяжении всех последующих столетий.
Образы Христа и святых из обширного православного пантеона начали заполнять храмы, княжеские терема и жилища новых христиан, раскрывая для них тайну и смысл пришествия в мир Спасителя. Наиболее распространенными были иконы, посвященные Богоматери, занимавшей особое место в духовной жизни древнерусских людей, почитавших Ее покровительницей своей земли Наиболее чтимым на Русской земле был также св. Николай — епископ Мирликийский, являющийся предстателем перед Богом за род христианский, помощником в бедах, хранителем путешествующих, быстрым заступником при любой несправедливости.
Об этом свидетельствуют посвященные ему многочисленные храмы, иконы и даже народные пословицы, отразившие глубокую веру в силу святого: «Николе молимся о всех нуждах», «Попроси Николу — и он Спасу скажет».
Начиная с ХI века в Киев и города-резиденции епископов приглашали византийских мастеров — архитекторы возводили храмы, живописцы создавали монументальные изображения на евангельские темы в технике мозаики и фрески, писали Величественные иконы для алтарей храмов и образы для личной молитвы. У греческих учителей появлялись прилежные русские ученики, которые скоро обрели творческую самостоятельность. При археологических работах в Киеве, Новгороде, Рязани в культурном слое ХII века обнаружены остатки древних иконописных мастерских. Первым же русским иконописцем, по преданию, был живший в конце ХI-начале ХII века монах пещерного Успенского монастыря в Киеве Алипий, учившийся у греческих мастеров.
Авторы большинства русских икон ХII-ХУ веков неизвестны, сохранились лишь отдельные имена. Кроме прославленных Феофана Грека, Данила Черного и Андрея Рублева, из найденных документов известно, например, о новгородских мастерах ХII века Стефане и Олисее Гречине, новгородском иконописце Исайе, работавшем в ХIУ веке, и о некоторых других. В ХУI-ХУII столетиях были известны уже сотни имен древнерусских мастеров. В это время в больших городах в торговые дни существовали иконные ряды, где можно было иконы обменять на деньги (ибо получать деньги за продажу иконы считалось грехом) или заказать образы святых, которые почитались в семьях.
Для выполнения же больших заказов собирались иконописные артели, возглавлявшиеся старшими мастерами. Они руководили работой своих менее опытных товарищей и учеников, осуществляли разметку сюжетов и определяли основные контуры изображений в настенной живописи. Создавая цельные художественные ансамбли, живописцы использовали складывавшиеся веками приемы иконописи, в которых индивидуальная творческая манера каждого из участников распознается с большим трудом.
Иконописанием занимались как люди духовного знания, так и представители мирских профессий.
Создание иконы — это длительный творческий процесс, начинающийся для мастера с чтения Библии и жизнеописания святых, соблюдения поста и молитвы. «Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницей, не грабежнику, не убийцей, но и паче же хранить чистоту душевную и телесную со свяцем опасением... и Царю таких живописцев жаловати, а святителем их беречи и почитати паче простых человек» (Из Соборного определения Стоглавого собора в Москве в 1551 году).
Процесс изготовления иконы в основном оставался неизменным на протяжении почти десяти столетий. Из просушенной древесины плотики (деревщики) делали щит иконы или ее основу: для икон небольшого размера было достаточно ширины одной доски, более крупные щиты склеивались из нескольких досок. Из древесных пород предпочтение отдавалось липе, но нередко употреблялись еловые или сосновые доски.
На подготовленную доску по всей поверхности или фрагментарно, чаще всего по стыкам досок и на поля, накладывали старую льняную ткань-паволоку для улучшения связи между деревом и грунтом. Затем наносили тонкие слои мелового грунта на рыбьем или животном клее (левкас), поверхность полировали и выполняли подготовительный рисунок. Чтобы он не терялся под плотными слоями краски, контуры изображения зачастую процарапывались в грунте, то есть делалась графья — намечались основные контуры изображений, черты ликов и линии драпировок. Далее следовал непосредственный процесс написания иконы яичной темперой. Древние русские иконописцы использовали минеральные и органические красочные пигменты, присущие всей средневековой живописи — и в Византии, и в Западной Европе.
На протяжении столетий иконы претерпевали значительные изменения. С одной стороны, уязвимость материалов, из которых они изготовлены, перепады температуры, и влажности часто приводили к разрушениям левкаса и красочного слоя. С другой стороны, олифа, в отличие от лаков, применявшихся в западноевропейской живописи, за сравнительно небольшой срок теряла прозрачность и темнела, что делало изображение трудноразличимым.
Для создания иконы использовались также другие материалы и сложнейшие ювелирные техники. Золото и серебро в Византии и на Руси почитались как богоизбранные материалы, имевшие особый смысл. Изготовленных из этих металлов икон сохранилось немного, например уникальная золотая икона Успения Богоматери, вложенная в 1552 году в московский Симонов монастырь боярином царя Ивана Грозного Матвеем Бурухиным.
Иконы на Руси изготавливались также из кости морских животных и из различных пород дерева. Таких образов сохранилось неизмеримо больше. Нередко с этими материалами работали монастырские мастера, и тогда на созданных ими иконах появлялись лики святых, наиболее почитаемых в обителях, или основателей монастырей и изображение связанных с ними чудес. Костяные и деревянные резные иконы изготавливались в северных землях, богатых необходимыми материалами. В Х1-ХIУ столетиях были широко распространены миниатюрные иконы из камня и литые из простых металлов, воспроизводящие чаще всего чудотворные образы Богоматери и Христа. Такие иконы являлись предметами личного благочестия, передавались в семьях из поколения в поколение, а со временем вкладывались в храмы и привешивались к иконописным образам. В ХУII-ХIХ веках широкое развитие получили меднолитые иконы, складни и кресты, поверхность которых украшалась яркими разноцветными эмалями. Они изготавливались, в основном, в старообрядческих мастерских на Севере. Прочность, красота и относительная дешевизна изделий способствовали их повсеместному распространению.

3. Вопросы для закрепления знаний
  1. Как начали писать первые русские образы? (Греческие иконы послужили первообразом).
  2. Как появилась традиция называть наиболее чтимые и древние иконы Корсунскими? (Корсунские, то есть греческие. Корсунь — русское название города Херсонеса в Крыму, где принял крещение князь Владимир).
  3. Какие иконы были наиболее распространенными на Руси? ( Образы Христа, Богоматери, св. Николая).
  4. Приведите свидетельства особого почитания на Руси св. Николая. (Об этом свидетельствуют посвященные ему многочисленные храмы, иконы и даже народные пословицы, отразившие глубокую веру в силу святого: «Николе молимся о всех нуждах», «Попроси Николу — и он Спасу скажет»).
  5. К какому веку относятся остатки древних иконописных мастерских на Руси? ( При археологических работах в Киеве, Новгороде, Рязани в культурном слое ХII века обнаружены остатки древних иконописных мастерских).
  6. Назовите имена первых русских иконописцев (Феофан Грек, Даниил Черный и Андрей Рублев).
  7. Что представлял собой процесс создания иконы? (Процесс создания иконы — это длительный творческий процесс, начинающийся для мастера с чтения Библии и жизнеописания святых, соблюдения поста и молитвы).
  8. Какие техники и материалы использовались для создания икон?
    Из просушенной древесины плотики делали основу иконы, накладывали старую льняную ткань-паволоку, наносили тонкие слои мелового грунта на рыбьем или животном клее, поверхность полировали и выполняли подготовительный рисунок, контуры изображения зачастую процарапывались в грунте, написание иконы яичной темперой.
    Для создания иконы использовались золото и серебро.
    Изготавливались иконы также из кости морских животных.
Литература
Русская икона. Альбом. Ирина Соловьева. Истоки и бытование иконы на Руси. Издательство «П-2». Санкт-Петербург.



Сегодня сайт посетило — 518
страниц просмотрено — 967
просмотрено страниц за все время— 2354
Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Духовно-нравственная культура Разработки уроков Истоки и бытование иконы на Руси