Телефон доверия (4943) 99-09-75 (региональный), (4842) 55-70-57 (городской). Номер детского телефона доверия 8-800-2000-122

Учредитель:
муниципальное образование
«Город Калуга». Функции и полномочия Учредителя осуществляет Городская Управа города Калуги
http://www.kaluga-gov.ru/
Адрес: 248000, г. Калуга,
ул. Кутузова, д. 2/1
Тел. (4842)71-49-20
e-mail: mail@kaluga-gov.ru

«Здание лицея 48»
Лицей подведомственен управлению образования города Калуги
http://www.uprobr.kaluga.com/index.shtml
Адрес: 248000, г.Калуга,
ул. Дзержинского, д.53
Контактная информация:
Тел. приемной (4842) 56-39-08
Наш адрес: 248017, г. Калуга, б-р Моторостроителей, д. 16
Телефон (4842) 511-323;
факс (4842) 511-333; e-mail kaluga48@bk.ru


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 48» города Калуги

официальный сайт

http://terepec48.ru

Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

Россия — Родина моя

Разработка урока по светской этике
подготовлена учителем высшей квалификационной категории
Ермаковой Н.М.
Тема урока: «Россия — Родина моя»
Цель урока: расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека.
Задачи:
— Формировать представление о России как о многонациональной стране;
— Знакомить с понятием «патриот»;
— Развивать стремление быть патриотом своей страны;
— Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю;
— Систематизировать знания о государственной символике РФ.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, с текстом, с пословицами, работа в парах.
Основные термины и понятия: Россия, Родина, столица, патриот, президент, государство, символы.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карта России, изображение герба, флага России, портрет президента, опоры для проведения рефлексии.
Презентацию можно посмотреть здесь
Оборудование для учащихся: учебник «Основы светской этики» (4 класс, М. Т. Студеникин), карточки для работы в парах, карточки с примерным планом работы.
I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности
  1. Проверьте готовность к уроку,
  2. Пожелайте друг другу удачи,
  3. Чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
  4. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нужно догадаться, какое слово пропущено в пословицах.

Игра-настрой «Пожелание удачи»
(Учащиеся поочередно касаются пальцами пальцев рук своего соседа, начиная с больших)

желаю большого успеха на уроке
большими указательными средними безымянными мизинцами
Слайд № 1
(При проверке щёлкнуть по прямоугольникам)
«У народа один дом — _____ » «Нет в мире краше _______ нашей»
«Для ________ своей ни сил, ни жизни не жалей»
Попробуйте сформулировать тему урока. (Наша Родина)
— Как вы понимаете, что такое Родина? (Место, где мы родились. Страна, в которой ты живешь.)
Итак, тема сегодняшнего урока: «Россия – Родина моя».
Слайд № 2

II.Актуализация знаний
— Представьте, у вас есть друг, который живет заграницей, никогда не был в нашей стране, но хотел бы о ней узнать. Вы решили ему в этом помочь. Подумайте, что его могло интересовать, что вы бы хотели включить в свой рассказ. Вспомните, как мы знакомились с разными странами, по которым совершали заочное путешествие на уроках окружающего мира в 3 классе. (На основе высказываний учащихся составляется план работы по данной теме.)
Слайд № 3
(У детей на партах карточки с таким же планом, который по ходу обсуждения может быть исправлен или дополнен.)
Примерный план:
  1. Название страны.
  2. Столица.
  3. Глава государства.
  4. Государственный язык.
  5. Символы государства.
  6. Географическое положение.
  7. Достопримечательности.
  8. Выдающиеся люди страны.

— Какие пункты плана, вы смогли бы осветить сразу?
(Высказывания учащихся.)
III. Работа по основным вопросам урока

1. Историческое и современное имя нашей Родины
— Давайте знакомить иностранного друга с нашей страной по порядку.
а) — Итак, название нашего государства прозвучало в формулировке темы. Назовите столицу России.
— А как наша страна называлась в старину? (Русь.)
— Откуда произошло это название?
— Прочитайте, что об этом сообщается в нашем учебнике на стр. 9 в первом абзаце.
(Учащиеся самостоятельно читают.)
— Что вы узнали о происхождении слова «Русь»?
— Существуют и другие объяснения происхождения этого слова.
Страница 11. (Коллективное чтение.)
— Найдите дома сведения на эту тему в других источниках информации.
б) — А вот что говорится о современном названии нашей страны. Прочитаем на с. 6. (Коллективное чтение)
— Как называется наша страна?
2. Россия — многонациональная страна. Конституция
— Что вы еще узнали из этого отрывка о нашей стране?

Слайд № 4
— Продолжите фразу: «Моя национальность — __________».
Ребенок принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители.
— Представьте такую ситуацию:
В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «не русская». Как ты поступишь?
— Люди каких еще национальностей проживают в нашей стране?
— В нашей стране проживает более ста народов. У каждого народа своя культура, обычаи, свой язык. Мы все очень разные. Но важнейшие ценности у нас одни: семья, Родина, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
— А что еще всех нас объединяет? Найдите ответ среди пословиц, которые вы читали в начале урока.
Слайд №1
(У народа один дом — Родина.)
— Наш большой многонациональный дом живет по общему закону, который называется Конституцией.
(На доске: Конституция — Основной закон государства.)
Принят Основной закон, по которому мы с вами живем, 12 декабря 1993 года. В нем записаны одинаковые права и обязанности граждан нашей страны, независимо от их национальности.
— Каждый народ, проживающий в нашей стране, говорит на своем языке. А как же понимают друг друга представители разных народов?
— Государственным языком является русский язык.
3. Государственные символы
— Каждое государство имеет свои символы. Какие государственные символы вы знаете?
Работа в парах
На партах у детей по две карточки с текстами (о гербе — для детей, сидящих на первом варианте, о флаге страны — на втором варианте).
— Прочитайте свой текст, постарайтесь запомнить его содержание, а затем расскажите своему соседу.

1 вариант.

Герб

Первый государственный герб появился в конце XV в. На протяжении многих веков герб несколько раз видоизменялся.
Современный герб России появился 25 декабря 2000 года. Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Над орлом три короны – две малые и одна большая. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (жезл), в левой – держава (золотой шар с крестом). Это символы государственной власти.
В центре герба еще один герб. Это герб Москвы. На нем изображен всадник, Святой Георгий Победоносец. Это покровитель воинов, защитник христианской веры, устроитель и просветитель русской земли. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.


2 вариант.

Флаг

Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время вручения наград за спортивные победы, вывешивают во время праздников.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос:
верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.
Впервые трехцветный флаг России (триколор) был использован российским императором Петром Первым в конце XVII века.
Белый цвет — это цвет мира.
Синий — это вера, верность.
Красный — цвет силы и цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.
Флаг так же , как и герб, на протяжении веков менял свой облик. А вновь Россия обрела свой исторический трёхцветный флаг в 1991 году, и с тех пор 22 августа мы отмечаем день Государственного флага РФ.

При проверке спросить:
— Что рассказал тебе сосед по парте о флаге/гербе?
— Какой еще государственный символ вы знаете? (Гимн.)
— Что вы знаете о гимне?
— Слово «гимн» греческого происхождения и означает «торжественная хвалебная песнь». Слова и музыка гимна на протяжении многих веков изменялись несколько раз. Последним вариантом является гимн на слова поэта С.В.Михалкова и композитора А.В.Александрова.
— В каких случаях он звучит?
— Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз. При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие слушают его стоя, мужчины — без головных уборов, военные отдают честь.
4. Глава государства
— Отметьте в нашем плане, какие вопросы мы уже осветили.
— О чем мы еще не говорили?
— В каждой стране есть глава государства. Кто возглавляет государственную власть в нашей стране? (Президент)
— С 2012 года президентом России является Владимир Владимирович Путин.
5. Географическое положение
— Как бы вы объяснили своему другу, где находится наша страна?
(Работа с картой)
— Страна находится в восточной части Европы и северной части Азии. Омывается водами Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.
— Назовите государства, которые граничат с Россией.
6. Достопримечательности
— У нашей страны самая большая территория. В нашей стране находится самое глубокое озеро в мире. Назовите его.
— В нашей стране самая длинная река в Европе. Как она называется?
— В нашей стране самые богатые запасы газа, нефти.
— Можно и дальше продолжить рассказ о нашей стране, употребляя слово «самая».
— Используя текст учебника и другие источники информации, дома составьте рассказ о природных богатствах и других достопримечательностях нашей страны.
7. Знакомство с понятием «патриот»
— С каким чувством мы будем об этом рассказывать?
— А как называют человека, который любит свою Родину? (Патриот)
Слайд № 5
— Вставьте пропущенные слова:
Патриот – это человек, который любит свою ______, гордится _______, бережет ______, уважает ______, стремится ______, защищает______ .
— Кто из вас может сказать иностранному другу, которому мы рассказываем о нашей стране: «Я патриот своей Родины»?
— Подкрепите свое утверждение словами из предложения о патриоте, которое мы составили.
— Какую из наших пословиц (слайд № 1.) сочинил настоящий патриот? Докажите.
— Вам еще предстоит своими поступками, своими делами доказать, что вы патриоты нашей многонациональной великой Родины. А можете ли вы назвать фамилии тех людей, чьи достижения прославили нашу страну?
IV. Итог. Рефлексия
— Закончите одну из фраз. (Опоры на доске.)

Сегодня на уроке я узнал________


На этом уроке я похвалил бы себя за ________


После урока мне захотелось ________


Сегодня я сумел ________


V. Домашнее задание:
а) прочитать текст на стр. 6 – 10;
б) выполнить задания № 1, 2, 3, 6 к этому тексту;
в) составьте рассказ о природных богатствах или других достопримечательностях нашей страны.

Задание для любознательных учеников:
г) прочитать дополнительный материал на стр. 12 – 14;
д) назвать фамилии наших земляков, которые прославили не только наш край, но и нашу страну, чем они известны.