Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Духовно-нравственная культура «О введении с 2012 года курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Урок Православной культуры во 2-ых классах проводит Глазова Елена Николаевна

Духовно-нравственное воспитание на основе Православной культурной традиции

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

«О введении с 2012 года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»



Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, являющейся идеологической и методологической основой федеральных образовательных стандартов нового поколения, сформулирован следующий национальный воспитательный идеал личности гражданина России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. В целях реализации данного воспитательного идеала Президентом РФ Д.А. Медведевым было дано поручение от 02.08.2009 № Пр-2009 Председателю правительства РФ В.В. Путину по разработке и реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
В соответствии с упомянутым поручением Президента РФ и по распоряжениям Председателя Правительства РФ от 11 августа и 29 октября 2009 года в 21 регионе РФ под руководством Министерства образования и науки РФ была начата экспериментальная апробация предлагаемого курса. Координацию всей работы по подготовке и введению преподавания ОРКСЭ в 9980 общеобразовательных школах в 21 субъекте РФ осуществлял Межведомственный координационный совет, образованный при Министерстве образования и науки РФ. Апробация курса ОРКСЭ была начата в 4-й четверти 2009-2010 учебного года в 19 субъектах РФ в 9 729 школах. В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей. В 2010-2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте РФ, в 9 980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей.
В ходе апробации решались следующие задачи:
  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

  • Апробация комплексного курса также позволила отработать процедуры и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса для обеспечения свободного и добровольного выбора учебного модуля курса родителями (законными представителями) школьника; взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, образовательных организаций и учреждений с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитания и просвещения. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включает в себя 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка. На первом этапе эксперимента наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики», также большой популярностью пользовался модуль «Основы мировых религиозных культур» (49% и 24% в 2009-2010 году), но впоследствии начался отток обучающихся (42% и 18% в 2010-2011 году) на традиционные для регионов проживания специализированные религиозные модули «Основы православной культуры» (24% в 2009-2010 и 30% в 2010-2011 годах) и «Основы исламской культуры» (2% в 2009-2010 и 9% в 2010-2011 годах). Этот процесс продолжается и сейчас. Его причины и последствия мы разберем позднее.
    Проведенный мониторинг хода и результатов апробации позволяет сделать ряд выводов по отношению к преподаванию курса ОРКСЭ различных категорий населения

    Категории населения Положительно Отрицательно Затруднились ответить
    Родители 88,1% 2,6% 9,3%
    Учителя 93,5% 1,0% 5,5%
    Руководители школ 92,8% 4,5% 2,7%
    Представители органов исполнительной власти 91,0% 4,5% 4,5%

    4 октября 2011 года под руководством заместителя председателя Правительства РФ А.Д. Жукова состоялось заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, на котором были обсуждены предварительные результаты исполнения поручения Президента РФ и принято решение рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    — во взаимодействии с религиозными и иными заинтересованными организациями в срок до 1 декабря 2011 г. принять меры по созданию необходимых условий для исполнения поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 о решении организационных и финансовых вопросов, касающихся введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики — для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей);
    — при реализации комплексного курса обеспечить сохранение и использование накопленного опыта духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся с учетом этнокультурных и конфессиональных особенностей регионов (для Калужской области это сложившаяся практика и наработанный опыт преподавания «Основ православной культуры»);
    — содействовать распространению опыта работы региональных координационных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при введении комплексного курса во всех субъектах Российской Федерации.

    Правовые основания преподавания сведений о религиозных культурах

    Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»). В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст.ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.
    Согласно Конституции, Российская Федерация — светское государство. Светская школа — основная часть национальной системы образования, государственно-общественное образование, которое регламентируется и контролируется обществом в своих интересах через органы государственной власти и местного самоуправления. Светский характер образования, как основное требование при изучении религий в государственной и муниципальной системе образования не означает:
    — отделения содержания образования от религий, запрета на знания о религиях в государственно- общественной школе или
    — представления этих знаний исключительно «от лица» рациональной науки или нерелигиозных мировоззрений (иногда под видом мировоззренческой индифферентности, приписываемой такому философскому религиоведению).
    Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации означает следующее:
    1. Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций. Разделение полномочий и функций органов государственной власти и религиозных организаций в сфере образования, в том числе при реализации углубленного изучения религий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с участием религиозных организаций;
    2. право обучающихся (воспитанников), педагогических работников и других участников образовательного процесса на свободу совести и вероисповедания, свободный выбор и выражение своих взглядов и убеждений;
    3. отсутствие государственной религии или нерелигиозной идеологии, обязательной для изучения всеми обучающимися (воспитанниками); добровольный характер углубленного изучения какой-либо религии или нерелигиозной идеологии;
    4. обязанность разработчиков содержания образования учитывать разнообразие мировоззренческих подходов в российском обществе. Представление учащимся знаний о религии в инвариантном компоненте общего образования не может проводиться только с позиций критического или апологетического подходов;
    5. обязанность органов управления образованием создавать условия, способствующие защите и развитию в системе образования традиций и ценностей российской культуры, региональных и этнических культур и традиций народов Российской Федерации.

    Взаимосвязь духовно-нравственного воспитания и курса ОРКСЭ

    С 2011 года началось введение в школах образовательных стандартов нового поколения. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения. Согласно приказу Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей, поэтому по результатам апробации данное содержание рекомендовано к включению в образовательные программы.
    Духовно-нравственное воспитание имеет следующие характеристики:
    Отношение к субъективному, внутреннему миру: идеалы, ценности, мотивы
    Личностная направленность. Раскрытие истинной сущности, достоинства человека, способность выйти из состояния «общественного животного» [А.Ф. Лосев]. Выделение и определение себя не только в природе (рациональность), но и среди других людей, в обществе путем самопознания, рефлексии, самоуправления.
    Целостность. Ответы на все вопросы, в т.ч. мировоззренческие «вечные вопросы», не имеющие строго научного решения: как возникла вселенная, жизнь, человек, в чём сущность человека, смысл его существовании, истории человечества и т. п.
    Иерархичность. Наличие иерархии ценностей, начиная с абсолютной ценности, системы представлений о мире и соответствующей системы морали.
    Решение смысложизненных проблем. Аксиоматическое определение и принятие высших ценностей, мотивирующих внутреннюю жизнь и внешнюю деятельность человека: не утилитарно-прагматических и узко-индивидуалистических. В.А. Лекторский: «Общим как для религиозного, так и для светского сознания является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы».
    Практическая ориентированность, связь с определенной культурой. Осуществляется на основе актуальных в обществе культурных традиций, укладов, образов жизни, определенном мировоззрении и системе морали, интегрирует в культурную традицию, формирует образ жизни.
    Ваш браузер не позволяет отображать содержимое данной страницы
    Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
    Преподавание курса призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
    Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
    Понятие «духовно-нравственного воспитания», прочно вошедшее в современный оборот образовательной и правовой сфер, оттачивалось на протяжении 1990-х годов в процессе общения и взаимодействия религиозных общин и государства. Оно включает в себя два самостоятельных, но неразрывно связанных друг с другом понятия «духовности» и «нравственности». Понятие «нравственности» определяет поведенческие устои («нравы»), проявляющиеся, прежде всего, в отношении человека к человеку, к обществу и окружающему его миру. Здесь мы видим важнейшую и простую закономерность: поступки, слова и помыслы человека являются, как правило, лишь внешним проявлением (воплощением) того, чем наполнены его душа и сердце. Таким образом, ярко проявляются два уровня нравственности личности: внутренний и производный от него внешний.
    От чего же зависит внутренний уровень нравственности (устремления воли, ума и сердца)? Он зависит от качества духовности личности, т.е. от того, к какому духу устремлена личность, каким духом она питается и каким духом наполняется. Иначе говоря, духовность — это вектор, определяющий направление самосовершенствования личности. В религиозных традициях имеются различные описания конечной цели самосовершенствования, но движение к ней — это всегда выбор между добром и злом.
    Цель и задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ
    Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
    Задачи учебного курса ОРКСЭ:
    1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
    2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
    Место комплексного учебного курса ОРКСЭ в программе обучения

    Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).
    Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
    Вести курс могут только педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. Из опыта апробации курса следует, что предпочтительнее привлечение к преподаванию курса педагогов-гуманитариев, хотя имели место и примеры привлечение педагогов естествоведческого направления. Применительно к условиям Калужской области целесообразно привлечение педагогов начальных классов, поскольку многие из них уже прошли обучение преподаванию модуля «Основы православной культуры», и специфика всего курса ОРКСЭ вызовет у них значительно меньше затруднений, чем у неподготовленных. В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций. В рамках данного взаимодействия важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач:
  • обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации курса;
  • организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса;
  • аккумуляции и развития полученного в регионах опыта по разработке методических материалов в дополнение к существующему учебно-методическому обеспечению курса.

  • Структура комплексного учебного курса ОРКСЭ (34 часа)
    4 класс, четвертая четверть (17 часов)
    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
    Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
    5 класс, первая четверть (17 часов)
    Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
    Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

    Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
    Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
    Встает закономерный вопрос — за счет каких часов должен быть введен указанный курс. Исходя из опыта апробации и рекомендаций, курс ОРКСЭ вводится за счет часов регионального компонента. Для школ с 6-дневной неделей — 2 часа в неделю выделяется из «Краеведения», для школ с 5-дневной неделей 1 час берется из «Литературного чтения» и 1 час из предмета «Окружающий мир». Причем эти часы формируются не за счет урезания тем указанных предметов, а из резервных часов. В соответствии с разработанными примерными программами предусмотрен резерв учебного времени по всем предметам. Так, на 4 года обучения в начальной школе по русскому языку предусмотрено 67,5 резервных часов; по литературному чтению — 47,2 резервных часов; по математике — 54 часа, по предмету «Окружающий мир» — 54 часа; по предмету «Музыка» — 27 часов; «Изобразительное искусство» — 27 часов. Итого из 297 часов резерва времени на 4 года обучения на четвертый класс приходится 74 часа. А для введения нового курса в 4-й четверти необходимо только 16 часов.
    Учебные пособия для комплексного учебного курса ОРКСЭ
    Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
    В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
    Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
    Мнимое противоречие светскости школы и религиозного образования

    Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
    Наука и религия не противоречат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.
    Группой разработчиков выработаны согласованные структура и примерная программа курса, они не скрывают и не нивелируют разнообразие и множественность мировоззренческих взглядов и представлений. Комплексный курс включает шесть самостоятельных модулей, ориентированных на различные мировоззренческие группы в российском обществе. Современное российское общество является поликультурным, его составляют люди — носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества естественным образом представлено и в школе. Педагог не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения. Противопоставление может вызывать непонимание со стороны обучающихся, ценностные и мировоззренческие конфликты в их сознании, поэтому учителю нужно избегать абсолютизации тех или иных взглядов.
    Чтобы не допустить противоречий, важно постоянно учитывать, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия.
    Кроме того необходимо преодолеть ряд постсоветских стереотипов:
    1. Недопустимо рассматривать светскость государства как отделение государства от религии — такого НЕТ в законодательстве РФ. Государство отделено от религиозных организаций, как юридических лиц, что означает равенство всех религиозных объединений перед законом как их фактическое равенство в отношениях с государством и в обществе.
    2. Позиционирование нашей школы как светской не означает отсутствие изучения религии или изучение религии только на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов (религиоведение).
    3. Школа не государственное учреждение, а социальный институт под государственно-общественным управлением (общество, семья). Государство не является главным субъектом воспитания детей в школе и обществе в целом.
    4. Понятия отделения школы от церкви нет в законодательстве РФ.
    5. Единое мировоззрение (идеология) для всех школьников, его формирование как задача школы присутствует только в тоталитарном идеократическом государстве или в теократии.
    6. «Научное мировоззрение» не является антитезой мировоззренческому воспитанию на основе религиозных мировоззрений, традиций.
    7. Религиозное образование существует не только профессиональное (духовное) или «обучение религии» (катехизация), но и культурологическое.

    Характеристика учебного курса, дисциплины, предмета как «светского» относится к условиям организации его преподавания, а не к его содержанию. Светское образование — это образование, реализуемое светским — не церковным (конфессиональным) учреждением или организацией. Таким учреждением или организацией может быть государственное, муниципальное, частное образовательное учреждение. В правовом отношении понятие «светский», как оно применяется в действующем законодательстве и соответствует современным социокультурным условиям, не несет в себе никакого мировоззренческого содержания и в частности отношения к религии, религиям, религиозным мировоззрениям.
    «Светский» означает — гражданский, не церковный по организационной или правовой принадлежности. Светским человеком является человек любых взглядов, любого мировоззрения, отношения к религии или религиозной принадлежности, в том числе православный, мусульманин и т.д., — только не служащий в соответствующей религиозной организации в качестве духовного лица или религиозного служителя. Все ещё распространенная в обществе трактовка понятия «светский» как «нерелигиозный», «атеистический» является результатом длительной деформации этого понятия в период государственного атеизма под влиянием коммунистической атеистической идеологии. До сих пор такая трактовка сохраняется по инерции среди части руководителей и работников образования. Необходимо разъяснять им юридическую и фактическую ошибочность такой трактовки в современных условиях. Общепринятой в праве, международных документах является трактовка понятия "светский" как гражданский, государственно-общественный.
    Понятие «светское» в применении к содержанию образования в соответствии с действующим законодательством не может трактоваться в смысле «нерелигиозное», «основанное на нерелигиозных мировоззренческих подходах к религии» или «осуществляемое без участия религиозных организаций».
    Конституцией Российской Федерации гарантировано идеологическое многообразие (ст. 13). Соответственно в Законе РФ «Об образовании» содержится требование, согласно которому содержание образования должно: «…учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» (ст. 14 «Общие требования к содержанию образования»). Поэтому никаких ограничений на изучение религий в государственной и муниципальной (светской) школе на основе собственно религиозных мировоззренческих подходов быть не может.
    Формирование взаимопонимания и уважение к взглядам другого у учеников, изучающих разные модули
    Последние уроки могут быть отведены для проведения школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», приуроченного к государственному празднику — Дню национального единства, проводимому 4 ноября. По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеучебной деятельности.
    Взаимопонимание между учениками укрепится, если учителя, преподающие разные модули курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики», будут работать как одна педагогическая команда. Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному образованию рекомендуется в период апробации курса сформировать методическое объединение из учителей, преподающих разные модули. В рамках этого методического объединения могут решаться задачи:
    1) разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения;
    2) выстраивания системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами;
    3) организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;
    4) организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.
    Организация выбора модулей ОРКСЭ учащимися и/или их родителями (законными представителями)
    Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. Родительские собрания следует проводить первоначально как информационные, после чего родителям предоставляется время на обдумывание и принятие решения. Не допускается полный отказ родителей от изучения данного курса. Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества.
    При проведении апробации в части соблюдения прав родителей на выбор предмета обучения для своего ребёнка имели место нарушения добровольности выбора предмета обучения в ряде школ, муниципальных образований, регионов. Частично они были исправлены, но неуважительное отношение к свободе выбора предмета продолжает, к сожалению, сохраняться у многих руководителей органов власти, руководителей и работников образования на местах. Особенно показательна в этом отношении ситуация в Пензенской области, где было объявлено, что в регионе никто из родителей школьников не выбрал для изучения ОПК, что не соответствует реальному положению дел. Явно заниженными были результаты по выборам ОПК в ряде других регионов (Красноярском крае, Новосибирской области и др.). Руководителям школ следует учитывать, что принуждение родителей к определенному выбору может повлечь за собой прокурорскую проверку. В то же время руководитель должен учитывать объективные факторы, влияющие на выбор. Также наличие большого разнообразия выбора повлечет за собой проблемы с оплатой труда педагогов. В условиях нормативного подушевого финансирования средства на оплату труда из регионального бюджета поступают в школы не по смете в зависимости от количества часов учебной нагрузки, а по нормативу в зависимости от числа учеников. В этих условиях школы могут самостоятельно распределять средства, устанавливая собственные системы оплаты труда. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными действующим законодательством.
    Согласно рекомендованным Минобрнауки России модельным методикам нормативного подушевого финансирования школ и формирования системы оплаты труда учителей предлагается школам разделять базовую часть фонда оплаты труда учителей на общую часть (для оплаты за учебную нагрузку и внеурочную работу) и специальную часть (для выплаты доплат, надбавок, размеры которых устанавливает школа, исходя из имеющихся средств). При необходимости школа может самостоятельно скорректировать соотношение этих частей, чтобы обеспечить оплату за увеличение нагрузки.
    В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закрепленными Законом Российской Федерации «Об образовании», решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. Нецелесообразно решать этот вопрос формально, установив нижнюю границу наполняемости учебной группы без учета конкретных условий и возможностей. Вместе с тем, в рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности можно предусмотреть организацию учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ.
    Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» 15 марта 2010 г. рекомендовал субъектам Российской Федерации предусмотреть организацию возможности смены модуля для тех родителей (законных представителей), которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор после первого этапа апробации курса ОРКСЭ (IV четверти 4-го класса). Как видно из данных мониторинга, во многих регионах после первого этапа существенно увеличилось число желающих изучать «Основы православной культуры» за счет оттока из тех, кто выбрал «Основы светской этики». Например, в Тамбовской области количество учащихся, выбравших «Основы православной культуры» после первого этапа увеличилось с 71% до 91%, что повлекло за собой не только проблемы с комплектованием школ учебниками, но и необходимость коррекции учебного курса, так как перешедшим с модуля «Основы светской этики» было необходимо восполнить недостающие темы. В связи с этим хочется еще раз подчеркнуть необходимость тщательной разъяснительной работы с родителями, они должны понимать, что именно выбирают, а не ориентироваться на привлекательное название модуля. Например, известны случаи выбора «Основ буддийской культуры» по причине увлечения одного из родителей йогой.
    Свобода и осознанность выбора предусматривают, во-первых, предварительное компетентное знакомство с тем, из чего выбирают и, во-вторых, предоставление возможности изучения именно того, что свободно и осознанно выбрано. Как компетентное знакомство, так и изучение именно того, что лично выбрано, а не навязано со стороны, должна обеспечить школа. Желательно, чтобы свободное и подробное обсуждение родителями предлагаемых к выбору учебных программ производились с участием педагогов, имеющих опыт преподавания предметов духовно-нравственного содержания, с привлечением опытных в данной сфере методистов и священнослужителей.
    Особенности предлагаемых модулей, влияющие на процедуру выбора
    Курс ОРКСЭ разделяется на два тематических блока: религиозный и нерелигиозный. Все модули религиозного блока имеют культурологический, а не катехизический (приобщение религиозной традиции) характер. В ходе изучения какой-либо религиозной культуры обучаемый фактически будет получать развернутое понимание той культурной традиции, в которой вырос он и его родители, а не новое мировоззрение. Поэтому следует разъяснять родителям, что при выборе они должны руководствоваться не идеей повышения уровня информированности ребенка, а самоидентификацией своего семейного уклада с какой-либо традицией из четырех предложенных. Очевидно, что выбор, например, «Основ буддийской культуры» целесообразен в случае принадлежности семьи к реально действующей и практикующей буддийской общине. Аналогичное правило должно распространяться и на «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры». В то же время данное правило не всегда применимо в отношении «Основ православной культуры», поскольку Православие является государствообразующей религией, и преамбула Закона РФ о свободе совести и религиозных объединениях прямо указывает на особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Без понимания процессов, оказавших влияние на всю историю, литературу, искусство, архитектуру, нравственную и духовную жизнь российского общества невозможно представить себе полноценного гражданина России, и, соответственно, знание фундаментальных основ построения государства необходимо всем гражданам нашей страны, претендующим на сколько-нибудь значимое место в социальной иерархии общества. Это убедительно подтвердила апробация курса ОРКСЭ. В областях с населением, идентифицирующим себя в основном как православное, семьи иудейского, буддийского и мусульманского исповедания выбирают «Основы православной культуры», поскольку данный курс является культурологическим, не претендует на обращение их детей в православную веру и не нарушает их права обучать детей в своей религиозной культуре. Иначе говоря, в регионах, где представители ислама, иудаизма и буддизма составляют меньшинство, складывается следующая схема выбора модулей курса ОРКСЭ: в школе дети изучают «Основы православной культуры», а дома в семьях, или в учреждениях дополнительного образования — основы своей религиозной культуры. Теперь рассмотрим особенности нерелигиозного блока. Что касается модуля «Основы мировых религиозных культур», на наш взгляд, у него нет будущего в составе нового комплексного курса. И не только потому, что на него по данным мониторинга приходится, как правило, минимальный выбор (на светскую этику и православную культуру вместе приходится в среднем по регионам 90% и выше, а на религии мира около 5-8%). Показатели выбора подтверждают неоднократно высказывавшиеся предположения. Слабость данного курса в том, что он принципиально не может быть нацелен на реализацию воспитательных задач, лишен прочной духовно-нравственной основы и воплощает чисто знаниевый подход. Кроме того, этот курс эклектичен, в нем совершается попытка смешения несмешиваемых основ мировых религий и выведения из них нечто среднего. Кроме фактической каши в голове у учащихся начальной школы и среднего звена от изучения такого курса трудно чего-либо ожидать. Он может быть предложен, но, во-первых, не в качестве альтернативы православной культуре и светской этике и, во-вторых, только в старших классах, когда учащиеся вполне изучат основы своей собственной культурообразующей религиозной традиции и будут способны различить и понять традиции и своеобразие каждой из других мировых религиозных культур. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Данное методическое указание значимо для понимания содержательной основы курса светской этики: это общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы. Таким образом, этот учебный предмет не рассматривается как некая оппозиция конфессионально-ориентированным учебным предметам и не должен содержать критику религий. Задача изучения светской, в смысле «гражданской», этики не предусматривает в обязательном порядке выработку у школьников атеистического отношения к религии. «Светскость» не понимается как «нерелигиозность», а тем более не понимается как «антирелигиозность».
    Религиозный человек является вполне светским, если он инженер или педагог, а не монах. Образование, в том числе изучение основ религий, является вполне светским, если оно не направлено на подготовку священнослужителей. Например, духовная семинария дает церковное образование (клирикальное), а православная гимназия или православный университет дает светское образование.
    Уважение следует формировать не к собственно взглядам другого человека или общины, а к праву другого человека, общины иметь другие, отличные взгляды. Единственно с условием, что эти взгляды не противоречат законным интересам и правам человека и гражданина в нашей стране, тем самым общим российским гражданским нравственным ценностям и нормам, о которых сказано выше. Сами по себе взгляды, противоречащие принятым человеком или общиной, особенно взгляды по одному и тому же вопросу или на тот же самый предмет, уважать невозможно. Невозможно уважать множество различных взглядов на один и тот же предмет наравне с тем, который человек принял для себя, и считает его истинным. Так, например, православный человек не может принимать (как того требует неприемлемый для православного человека принцип толерантности как «всетерпимости») взгляд на происхождение человека последователей атеизма. Не могут быть уважаемы и взгляды, принятые в других религиях по основным догматическим богословским вопросам. Равно и мусульмане, буддисты, иудаисты не могут принимать взгляды православных христиан по богословским вопросам наравне с взглядами, выработанными и принятыми в их религиозных традициях. Взаимопонимание между людьми, в том числе учащимися, педагогами в российской школе должно основываться на взаимном понимании значимости мировоззренческих убеждений, в том числе религиозной морали, в жизни общества и уважении права каждого человека, семьи, народа, социокультурной группы на мировоззренческую и культурную самобытность (идентичность), на свободу мировоззренческого выбора. При этом если мы переводим осмысление понятия «духовность» в плоскость внешней культуры (искусства, науки, обрядности или этикета), то наши попытки добиться положительного конечного результата в деле нравственного воспитания обречены на провал. Ни искусство, ни наука, ни эстетика, ни этикет сами по себе не способны объяснить человеку, почему он должен не только поступать, но даже мыслить и чувствовать иначе, чем ему этого часто хочется. Светская этика не дает ответ на основной вопрос, обеспечивающий мотивацию к духовно-нравственному самосовершенствованию: «Зачем быть нравственным человеком?» Поэтому необходимо разъяснять родителям, что «Основы светской этики» лишь информируют детей о некоторых аспектах этических учений, в частности, «Этики Аристотеля», но не дают никакой мотивации к исполнению этических норм, изложенных в этих учениях, что создает у ребенка когнитивный диссонанс с непредсказуемыми последствиями. Например, известный и популярный в наших педагогических кругах психолог Лоуренс Кольберг, создатель и апробатор концепции морального развития, в конце жизни, убедившись в бесплодности своей деятельности, покончил с собой. Характерно, что разработчики курса ОРКСЭ сами заявляют о слабости модуля «Основы светской этики», и ни один из них не поставил своей фамилии под предлагаемым учебником. Данный модуль был введен в курс ОРКСЭ не как полноценная замена модулям религиозного блока, а по необходимости обеспечения свободы выбора. Впрочем, это не означает, что данный курс бесперспективен в целях осуществления духовно-нравственного воспитания. Если в семье существуют устойчивые традиции воспитания детей в нерелигиозной этической парадигме — модуль «Основы светской этики» будет им, безусловно, полезен.
    При проведении собраний по выбору модулей необходимо донести родителям не только понимание, что именно они выбирают, но и степень ответственности за этот выбор. Курс ОРКСЭ базируется на традиционном укладе семьи, и если в семье нет соответствующего уклада хотя бы в остаточной или латентной форме — результата может и не быть. Необходимо учесть, что по истечении времени правильность выбора родителей окажет влияние на дальнейшую судьбу ребенка и будет им оценена. Например, разберем довольно типичную для нашего региона ситуацию. Крещеные в православии, но невоцерковленные родители, исходя из протестных соображений, выбирают для своего крещеного в православии ребенка «Основы светской этики» вместо «Основ православной культуры». Фактически, с точки зрения православной этики, это будет означать их отречение от Христа, и это отречение со временем ляжет на ребенка тяжким грузом ответственности. С другой стороны, если родители, руководствуясь своими религиозными соображениями, лишат ребенка возможности изучения основ преобладающей для местности проживания культуры, то они ограничат его возможности последующей адаптации в местный социокультурный слой. Поэтому в случае возникновения противоречивых и неоднозначных ситуаций при осуществлении выбора необходим индивидуальный подход и поиск взаимоприемлемого решения с участием специалистов, осуществляющих методическую поддержку курса и священников соответствующей религиозной конфессии.

    Материалы, использованные при написании методических рекомендаций

    1. Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации, разработанные Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России, 30 апреля 2010 г. № 03-831, Директор департамента И.М. Реморенко.
    2. Презентация «Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011годах. Обеспечение условий введения учебного курса во всех субъектах Российской Федерации в 2012 году», Никитин Э.М., президент АПК и ППРО, д.п.н., профессор.
    3. Презентация «Изучение религий и духовно-нравственное воспитание школьников в контексте обновления стандарта общего образования», Институт семьи и воспитания Российской академии образования (РАО), Лаборатория истории и культуры религий мира, МИОО, Метлик Игорь Витальевич.


    Ректор ГАОУ ДПО «КГИМО»                                                            Т.А. Артемова



    Сегодня сайт посетило — 459
    страниц просмотрено — 560
    просмотрено страниц за все время— 563
    Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Духовно-нравственная культура «О введении с 2012 года курса «Основы религиозных культур и светской этики»