Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей русского языка и литературы Изобразительно-выразительные средства языка

Разработки учителей русского языка и литературы

Ученики на уроке
Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

Изобразительно-выразительные средства языка


И. Е. Чумакова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги


Комментарий
Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности. Научиться видеть их — огромное искусство. Этому и обучают уроки по заявленной нами тематике. Кроме того, работа с различными средствами языка поможет учащимся подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. А наибольшую сложность, как правило, представляют задания В8, связанные с анализом изобразительных средств, тропов и стилистических фигур. Надеемся, что данные уроки помогут в работе коллегам.
В первой группе нами рассматриваются ТРОПЫ (1-31).
Во второй — ФИГУРЫ РЕЧИ (32-58).

Тропы. Фигуры речи
Цель.

Систематизировать тематические знания, полученные на второй ступени обучения. Развивать умение находить указанные средства, тем самым способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся.

Оборудование. Презентации —
Часть I, тропы.
Часть II, фигуры речи
Задание к карточкам. Найди соответствия. (Карточки для скачивания в формате .doc)
Примечание. Переход к следующему слайду осуществляется щелчком мышки или нажатием на клавишу «стрелка вправо», возврат на предыдущий слайд — «стрелка влево». Выход из полноэкранного режима просмотра — нажатие на клавишу «Esc», а вход — на клавишу «F».
Ход урока.

1. Активизация знаний
  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Вступительное слово учителя.

Ребята! С пятого класса мы с вами постоянно на уроках литературы и русского языка говорили о различных изобразительно-выразительных средствах языка. В художественных произведениях находили их, рассуждали, с какой целью автор употребил их, какую роль они играют в тексте. Наши уроки помогут вам не только систематизировать знания по теме, но и умело применять самим эти средства языка в своих текстах. Успешной работы!
2. Работа по слайдам.
(Текст читается, записывается по необходимости, а затем выполняется задание).
3. Задание по последнему слайду.
— Найдите все изобразительно-выразительные средства языка в предложенном вам отрывке из поэмы «Путь Христа» Юрия Кузнецова
(Журнал «Наш современник» №2 2001).
То не вечернее облако блещет огнями,
То не дремучее древо трепещет корнями,
То не трава на разбитых скрижалях шумит,
То не молва, как пустая посуда, гремит,
То не последы ползут из народного чрева,
То не ехидны бегут из грядущего гнева, —
Это пророк попущеньем небес обуян,
Это бушует последний пророк Иоанн.

4. Домашнее задание.
Выбрать интересные красивые отрывки из художественных произведений и найти в них изобразительно-выразительные средства языка.

Используемая литература для презентации
  1. В.Н.Александров и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Челябинск «Взгляд» 2004.
  2. А.И. Горшков. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. Москва «Просвещение» 1995.
  3. О. В. Загоровская, О. В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Москва «Просвещение».
  4. О.С.Крюкова. Русский язык. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. МГУ, 2010.
  5. Ю. Кузнецов. «Путь Христа». Журнал «Наш современник» 2001, №2.
 



Сегодня сайт посетило — 429
страниц просмотрено — 547
просмотрено страниц за все время— 98807
Поиск по сайту Карта сайта Главная страница Учителям Методическая копилка Разработки учителей русского языка и литературы Изобразительно-выразительные средства языка